Натюрморт (фр. nature morte «мёртвая природа») — изображение мёртвой природы. Иногда полагают, что стоит отказаться от термина «мертвая природа» — лучше говорить о «тихой жизни» предметов (нем. Stilleben), видимой, но не слышимой.
Натюрморты писались во все времена в разных странах и континентах. Отдельные мотивы и детали натюрморта известны уже в искусстве Древнего Востока и античности, но особое развитие как бытовой жанр получил в западно-европейском искусстве XVII века.
В Голландии увлекались тихой молчаливой жизнью бытовых предметов: фруктов и овощей, глиняных кувшинов и прочей утвари. Позже появился фламандский натюрморт («лавки», «цветы и фрукты») с размахом многосоставных, величественных и динамичных композиций, например, «Прославление урожая» (Ф. Снейдерс, Я. Фейт). Стало быть не nature morte, а гимн плодородию и изобилию.
Джорджо Моранди, итальянский художник первой половины ХХ века, всю жизнь изображал кувшины и бутылки — то, что принадлежало к ежедневному обиходу. Они стояли поодиночке, рядами и группами. Но с каким достоинством и сдержанным благородством, словно члены королевской семьи. Вдруг и зритель почувствовал уважение к этим скромным бытовым предметам. Натюрморт стал оживать.
Пришел ХХ век и натюрморт приобрел небывалую динамику, зачастую был полон многозначительности и символичности.
В художественных учебных заведениях с классической программой до сих пор натюрморт является средством обучения поэтапной работе над постановками: от общего к частному и обратно.
На Западе в учебных целях работа над натюрмортами сегодня почти не практикуется и внимание уделяется более развитию композиционного мышления, тематическим фантазиям.
Я всё же считаю, что учебный натюрморт независимо от конъюнктуры как жанр живописи актуален и сегодня. Вопрос в том, какое место он может занять в моей программе работы с детьми.
Как же воспринимают натюрморт дети, подростки?
Еще вчера маленький человек изображал то, что воспринимал и понимал: светлый и разноцветный мир, без теней, без того, чтобы задумываться о соотношениях размеров и прочих правил. Он просто переносил на бумагу свои впечатления. Здесь всё было естественно, органично. Но в какой-то момент исчезает детская непосредственность в работах.