Одна из актуальных задач современного
культурологического образования
заключается в устранении лакун, связанных с
историей визуальной культуры до эпохи
технических экранных носителей. Причем
выполнение этой задачи позволит не только
начертать более всестороннюю и объективную
картину эволюции визуальной культуры, но и
существенно скорректировать представления
о развитии зрелищно-театральной культуры и
о соотношении визуальных и
зрелищно-театральных явлений с традициями
повседневности. Данная статья посвящена
одному из феноменов истории зрелищной
культуры, который может быть также вписан в
историю визуальной культуры.
Статья посвящена балладным операм Джона
Гея и пьесам Генри Филдинга. Показано, что
творчество Гея повлияло на творчество
Бертольда Брехта и на некоторые
содержательные аспекты драматического
театра, мюзикла и кино ХХ века. Многие
приемы открыто публицистического театра в
духе Филдинга обрели второе рождение уже в
конце XIX — ХХ веке в творчестве Бернарда
Шоу, а также независимых и любительских
театров. Приобщение студентов к данным
аспектам английского театра эпохи
Просвещения может способствовать
расширению их представлений о природе
театральности как таковой и о жанровых
модификациях европейского театра.
В статье рассматривается эстетика и
содержательная сторона
авантюрно-фантастических фильмов Жоржа
Мельеса. Анализируется трансформация
коммуникативной модели при переносе
сценических фокусов в экранное
произведение, деструкция симультанности
непосредственного развития зрелища и его
восприятия аудиторией, рождение комплекса
бессилия и изоляции зрителя от
происходящих фантастических событий в
кадре. Автор подробно останавливается на
мотиве «перемены участи», изменчивости
фортуны и двойственности позиции
персонажей, сыгранных самим Мельесом.
Рассматриваются образы ящика иллюзиониста,
заколдованной комнаты, пасти-утробы
небесного тела, преисподней, космического
пространства и их соотношение со
средневековыми и барочными театральными
декорациями. Также отмечаются отсылки к
средневековому мышлению в восприятии
вселенной и ренессансному мировидению — в
универсализации образа театра. Делаются
выводы о создании Мельесом первой экранной
вымышленной вселенной и актуализации в его
экранной эстетике ряда культурных
традиций, связанных с иррационализмом,
мистикой, романтическим сознанием.
В статье рассматриваются эстетика и
содержательная сторона
авантюрно-фантастических фильмов Жоржа
Мельеса. Анализируются трансформация
коммуникативной модели при переносе
сценических фокусов в экранное
произведение, деструкция симультанности
непосредственного развития зрелища и его
восприятия аудиторией, рождение комплекса
бессилия и изоляции зрителя от
происходящих фантастических событий в
кадре. Автор подробно останавливается на
мотиве «перемены участи», изменчивости
фортуны и двойственности позиции
персонажей, сыгранных самим Мельесом.
Рассматриваются образы ящика иллюзиониста,
заколдованной комнаты, пастиутробы
небесного тела, преисподней, космического
пространства и их соотношение со
средневековыми и барочными театральными
декорациями. Также отмечаются отсылки к
средневековому мышлению в восприятии
вселенной и ренессансному мировидению в
универсализации образа театра. Делаются
выводы о создании Мельесом первой экранной
вымышленной вселенной и актуализации в его
экранной эстетике ряда культурных
традиций, связанных с иррационализмом,
мистикой, романтическим сознанием.