В статье рассматриваются основные этапы
становления НБР, особенности его
стратегических планов и направлений
деятельности, возможности и существующие
вызовы для реализации целей по продвижению
интересов развивающихся стран в
международной финансовой системе, включая
реформирование международных финансовых
институтов. Проведенный анализ показал, что
Новый банк развития за 10 лет своего
существования превратился в полноценный
финансовый институт, имеющий собственные
органы управления, устойчивый финансовый
профиль (кредитный рейтинг АА+ от Standard and
Poors), что позволяет ему привлекать
долгосрочное фондирование на мировых
рынках капитала, а также широкий круг
заемщиков в сфере инфраструктурных
проектов и устойчивого развития.
Особенностью организационной и
управленческой системы НБР является
принцип равного вклада в капитал и,
соответственно, равного права голоса
стран-основателей в сочетании с нормой
«соглашение по консенсусу». Анализ,
проведенный авторами, свидетельствует, что
данный принцип на практике может иметь как
положительные, так и отрицательные
последствия, в частности приводить к
возникновению разногласий между
странами-членами по вопросам кредитования.
Решать возникающие коллизии можно только
путем достижения компромисса. В статье
отмечается, что, будучи действительно
новым, особым банком развития, НБР, тем не
менее, вынужден считаться с экономическими
реалиями, в которых он работает.
Исследование подтверждает, что НБР на
современном этапе является частью
международного финансового сообщества,
стремится к сотрудничеству с другими МБР,
что не мешает ему активно выступать за
реформу действующих международных
финансовых институтов, включая МВФ, ВБ и
другие МБР для продвижения принципов
равноправия и справедливости на глобальном
уровне. Приверженность собственным
стратегиям и принципам позволяет
рассматривать Новый банк развития БРИКС
как финансовый институт, альтернативный
другим МБР. Однако речь не идет о том, что на
современном этапе НБР может заменить все
остальные многосторонние банки развития.
Альтернативность в данном случае — это
демонстрация возможности более
равноправного и справедливого подхода к
международным кредитно-финансовым
отношениям. А именно такой подход отвечает
интересам мирового большинства. Поэтому
очевидно, что, несмотря на многочисленные
вызовы, роль НБР в МФС будет возрастать.