Качество жизни, эмоциональное состояние и
сон тесно связаны с процессом обучения,
полноценным и успешным освоением дисциплин
в рамках основной программы в высшем
учебном заведении. От их качества зависит
успеваемость, работоспособность и здоровье
обучающихся. С марта 2020 года мир столкнулся
с пандемией SARS-CoV-2. Пандемия COVID-19 внесла
значительные изменения в
социально-экономическую и политическую
обстановку в странах, повлияла на образ
жизни всего мира. Перемены произошли и в
образовательном процессе — интеграция
дистанционных образовательных технологий,
глобальная цифровизация процесса обучения
затронула все страны. Цель исследования.
Сравнительная оценка качества жизни, сна и
психологического здоровья у студентов,
обучающихся по программам высшего
сестринского образования в периоды
дистанционного и смешанного обучения.
Материалы и методы. Исследование
проводилось с сентября по май 2021–2022
учебного года. В связи с пандемией COVID-19
студенты обучались в дистанционной и
смешанной форме. В исследовании
участвовали студенты 1–2-го курса,
обучающиеся по программам высшего
сестринского образования на кафедре
управления сестринской деятельностью
медицинского института Российского
университета дружбы народов. В
исследовании использовались опросники:
качества жизни SF-36 (Medical Outcomes Study 36-item short form
health survey), шкала сонливости Эпворта (Epworth
Sleepiness Scale, ESS), опросник симптомов депрессии
(Quick Inventory of Depressive Symptomatology, QIDS), Питтсбургский
опросник на определение индекса качества
сна (Pittsburgh Sleep Quality Index, PSQI). Результаты. В
связи с переходом и адаптацией студентов к
дистанционной форме обучения в
университете в период социальной изоляции,
нарушением общепринятого графика занятий и
двигательной активности, гиподинамии,
большой нагрузки на опорно-двигательный
аппарат и зрение, а также цифровой нагрузки,
обучающиеся стали отмечать снижение
психоэмоционального фона настроения,
легкую депрессию, апатию, снижение
мотивации к обучению, повышение умственной
утомляемости, когнитивные расстройства,
нарушение ночного сна и бессонницу. По
результатам исследования качество жизни,
физическое и психическое здоровье,
психоэмоциональное благополучие, общий фон
настроения, качество сна и его
характеристик достоверно лучше у студентов
при смешанной форме обучения по сравнению с
дистанционной.