По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Михаил Болотин: Мне удалось вдохнуть жизнь в тракторостроительную отрасль России

Михаил Болотин: Мне удалось вдохнуть жизнь в тракторостроительную отрасль России

29.11.2023

Об опыте создания ведущего отечественного машиностроительного концерна, управлении крупными промышленными предприятиями и тех качествах, которые сегодня необходимы успешному руководителю, рассказывает член Редакционного совета журнала «Генеральный директор. Управление промышленным предприятием» Михаил Болотин.

Михаил Григорьевич Болотин Российский предприниматель, автор 33 патентов в области химической промышленности и машиностроения, основатель концерна «Тракторные заводы», кандидат химических наук, участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году.

- Михаил Григорьевич, как получилось, что занятие химией в вашей жизни переросло в организацию машиностроительного холдинга?

– Я окончил химико-технологический институт им. Д. И. Менделеева. В программе обучения на инженерном физико-химическом факультете у нас были курсы по сопромату, начертательной геометрии, высшей математике, процессам и аппаратам, а также другим смежным с классическими для машиностроения предметам. И уровень, и глубина преподавания соответствовали советским стандартам, то есть были очень качественными. Так что я химик с углубленным знанием основ машиностроения, и, в первую очередь, инженер-технолог. А дальше началась моя предпринимательская деятельность. Одним из результатов которой и стало создание машиностроительного холдинга «Тракторные заводы», которым я владел с момента основания до 2018 года.

В середине 1990-х – начале 2000-х годов, в период слома одного уклада и зарождения другого - дело это было рисковое и не очень прибыльное. В те времена было проще что-то купить и перепродать. Или что-то распилить и сдать в цветмет, как произошло, к большому сожалению, со многими уникальными производствами, оставшимися в наследие от Советского Союза и оказавшимися невостребованными.

Поэтому многие крутили у виска, когда я начал консолидировать машиностроительные активы. Но я твердо знал, что российской тракторное производство необходимо сохранить. С тех пор прошло больше 20 лет, и жизнь показала, что я был прав, и Россия может обеспечить свой технологический суверенитет в этом вопросе.

Немногие знают, что, фактически, я продолжил дело своего отца, построившего как тракторный гигант-завод в Чебоксарах, так и Павлодарский тракторный завод. Дело это семейное. Теперь мой сын, Григорий, продолжает это нелегкое дело.

– Какой из реализованных проектов Вы считаете наиболее важным?

– За 30 лет опыта в управлении промышленными предприятиями успешных проектов было реализовано много. Были и десятки сделок на рынке M&A (от 1 млн долл. США до 300 млн долл. США) в России, Европе и Азии.

Ключевым делом и своим основным результатом, все же, считаю то, что мне удалось вдохнуть жизнь в тракторостроительную отрасль России в тот момент, когда она могла просто исчезнуть, что называется «как класс». Международные корпорации из США, Японии, Южной Кореи лоббировали фактическое закрытие производств в нашей стране и протекторат для своей продукции.

Я объединял и преобразовывал проблемные промышленные активы, страдавшие «болезнями» перестройки и начала 1990-х годов, в успешные предприятия, ставшие лидерами в своих отраслях. Построил и запустил первые в современной истории России современные литейный и вагоностроительный заводы, созданные в чистом поле. Сборочное производство – 8 тыс. грузовых вагонов при численности персонала 990 человек. В актуальных ценах это почти 40 млрд руб.: приличная производительность на одного работника.

– Как научная работа повлияла на Вашу предпринимательскую деятельность? – Любая научная работа заставляет и побуждает структурировать свои мысли, четко формулировать цели и задачи, самостоятельно составлять алгоритм своих действий. Все это необходимо для любой деятельности, особенно в предпринимательстве.

– Какой совет Вы могли бы дать молодым управленцам?

– Молодым управленцам прежде всего необходимо получить базовое технологическое образование, затем проработать на реальном производстве 1-2 года, а далее дополнительно пройти курс обучения в зависимости от желания: укрупненно, финансы или управление.

– Какими важнейшими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать современный руководитель

– Современный руководитель должен быть «буйным» в хорошем смысле этого слова. Прямо как в песне Высоцкого. От него должен исходить драйв, он должен быть двигателем, который приводит в движение как всю-команду топ-менеджмента, так и рядовых сотрудников. Он должен быть пассионарным и тонко чувствующим настроения коллектива.

– Почему Вы выбрали для сотрудничества ИД «Панорама»?

– К сожалению, в России практически не осталось профильной литературы, которая помогала бы промышленникам черпать идеи, узнавать о лучших практиках не в формате новостей и заголовков, а с деталями, подробным разбором кейсов, так, как это делают издания, входящие в ИД «Панорама», например, журнал «Генеральный директор. Управление промышленным предприятием».

На его страницах высказываются специалисты из разных областей и регионов. Это уникальная возможность почерпнуть ценнейший опыт и экстраполировать его на собственное производство. Издательство является значимым игроком на рынке научно-практической литературы, поэтому для меня большая честь входить в его редакционный совет.

- - Михаил Григорьевич, благодарим за то, что Вы нашли время ответить на наши вопросы. Рассказ о Вашем опыте, а также советы руководителям промышленных предприятий, несомненно будут полезны для наших читателей.

Беседовал Валерий Шабашов