По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 623.7

Звукосниматели и усилители. Технический прогресс в мире электроники

Фигурнов М. В. техник, E-mail: fmv22a075@student.bmstu.ru, Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана (105005, Москва, 2-я Бауманская ул., д. 5), АО «ЦЭНКИ» (Москва, 129110, ул. Щепкина, д. 42, стр. 2)
Мочульский С. А. техник, E-mail: msa22a028@student.bmstu.ru, Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана (105005, Москва, 2-я Бауманская ул., д. 5), АО «ЦЭНКИ» (Москва, 129110, ул. Щепкина, д. 42, стр. 2)

Данная статья посвящена изучению технической стороны гитарной электроники, начиная с истории ее возникновения и заканчивая современными достижениями в этой области. Основное внимание уделяется развитию электрогитар, звукоснимателей и усилителей, а также их влиянию на формирование новых стандартов в музыкальной технике. Рассматриваются различные типы звукоснимателей, схемотехника усилителей и их эволюция, а также перспективы дальнейшего развития гитарной электроники. Статья будет полезна музыкантам, инженерам-разработчикам музыкальной аппаратуры, а также всем интересующимся историей и развитием гитарной техники.

Литература:

1. Голубев, А. Н. Электрогитара: история, конструкция, звучание / А. Н. Голубев. — Москва: Музыка, 2007. — 320 с.

2. Карпов, Ю. А. Музыкальное оборудование: теория и практика / Ю. А. Карпов. — Санкт-Петербург: Питер, 2012. — 512 с.

3. Николаенко, Н. В. Современные технологии в музыкальной индустрии / Н. В. Николаенко. — Москва: Лань, 2015. — 384 с.

4. Щепкин, В. Д. Электронные музыкальные инструменты: прошлое, настоящее, будущее / В. Д. Щепкин. — Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2010. — 256 с.

5. Попов, Е. И. Цифровая обработка аудиосигнала: учебное пособие / Е. И. Попов. — Екатеринбург: Уральский федеральный университет, 2018. — 224 с.

6. Сергеев, Б. С. Гитарная электроника: основы и практика / Б. С. Сергеев. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. — 352 с.

Первые попытки электрифицировать струнные инструменты начались в начале XX в. Музыканты искали способ увеличить громкость звучания своих инструментов, чтобы были слышны в больших концертных залах и на открытых площадках. Одним из пионеров в этой области был инженер-электрик Фендер Л. Он начал работу над созданием инструмента, который мог бы генерировать электрический сигнал без использования микрофона [1].

Первая коммерчески успешная электрогитара, Fender Telecaster, была выпущена в 1951 г. (рис. 1). Она стала основой для всех последующих разработок в этой области. До этого момента существовали лишь прототипы и экспериментальные модели, такие как Fender Esquire, выпущенная в 1950 г. [2].

Звук, производимый гитарой, представляет собой механические колебания струны, которые преобразуются в звуковые волны. Эти волны распространяются в воздухе и воспринимаются человеческим ухом. Качество звука зависит от множества факторов, включая материал и конструкцию корпуса гитары, длину и натяжение струн, а также условия окружающей среды [3].

Корпус гитары играет важную роль в формировании звука. Он усиливает вибрации струн и направляет их наружу, создавая тем самым характерное звучание инструмента. Материал корпуса влияет на резонансные свойства гитары, определяя ее тембр и продолжительность звучания нот.

Ранние звукосниматели представляли простые электромагнитные устройства, преобразующие механические колебания струн в электрические сигналы. Они состояли из магнита и обмотки провода вокруг него. Когда струна вибрирует, она создает изменения в магнитном поле, что вызывает индукцию тока в обмотке [4].

На рис. 2 показано устройство стандартного звукоснимателя.

Со временем появились два основных типа звукоснимателей: сингл (single coil) и хамбакер (humbucker). Синглы обладают ярким и чистым звуком, но склонны к шумам и помехам. Хамбакеры, разработанные в середине 1950-х гг., устраняют шумы за счет использования двух катушек, соединенных в противофазе.

Для Цитирования:
Фигурнов М. В., Мочульский С. А., Звукосниматели и усилители. Технический прогресс в мире электроники. Главный механик. 2025;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: