По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.01

Зубчатая бесступенчатая регулируемая передача

Иванов К.С. д-р техн. наук, Алматинский университет энергетики и связи, г. Алматы, Казахстан

Простейшая зубчатая бесступенчатая регулируемая пере дача имеет вид зубчатого замкнутого дифференциала с двумя степенями свободы. Замкнутый контур из зубчатых колес создает дополнительную связь и обеспечивает режим движения с самостоятельным бесступенчатым регулированием. Переход из состояния с одной степенью свободы при пуске в двухподвижное состояние происходит за счет использования инерционных сил. Разработаны уравнения взаимосвязи параметров в кинематике и динамике, позволяющие выполнить синтез механизма передачи. Представлена конструкция зубчатой регулируемой передачи.

Литература:

1. Samuel J. Crockett. Shiftless, continuouslyaligning transmission. Patent of USA 4,932,928, Cl. F16H 47/08, U.S. Cl. 475/51; 475/47.1990, 9 p.

2. Волков И.В. Способ автоматического и непрерывного изменения кру тящего момента и скорости вращения выходного вала в зависимости от сопротивления движению и устройство для его осуществления. Описание изобретения к патенту России RU 2 234 626 от 27.03.2004.

3. Патент РФ № 769157 МПК F16H 33/14.

4. Harries John. Power transmission system comprising two sets of epicyclical gears. Patent of Great Britain GB2238090 (A). 1991. — 11 p. 5 Иванов К.С., Ярославцева Е.К. Способ автоматического и непрерывного изменения крутящего момента и скорости вращения выходного вала в зависимости от сопротивления движению и устройство для его осуществления. Патент России RU № 2398989. 10.09.2010. 10 с.

6. Иванов К.С. Теорема о равновесии замкнутого контура // Теория механизмов и машин. Периодический научно- методический журнал. — 2010. — № 2. — Том 8. — С. 85–89.

7. Иванов К.С. Теоретические основы зубчатой бесступенчатой регулируемой передачи // Теория механизмов и машин. Периодический научно- методический журнал. — 2010. — № 2. — Том 8. — С. 36–48.

Одной из основных задач современного машиностроения является достижение наиболее производительного режима работы механизмов при минимальных энергетических затратах. Зубчатый замкнутый дифференциальный механизм передачи обладает эффектом силовой адаптации к переменной технологической нагрузке. Эффект силовой адаптации — это автоматическое обеспечение скорости движения рабочего органа в зависимости от нагрузки при постоянной входной мощности. Он позволяет создавать легкие и тяжело нагруженные адаптивные приводы машин с переменным передаточным отношением, зависящим от технологического сопротивления.

Автоматическая адаптация обеспечивает безупречную гладкую тяговую характеристику. В любой момент времени скорость движения рабочего органа полностью соответствует нагрузке при постоянной мощности двигателя. КПД при этом как у обычной зубчатой передачи. Отсутствуют потери мощности, которые есть в гидравлической передаче.

Экономический эффект — понижение стоимости в несколько раз за счет использования только механической конструкции без гидравлики, что принципиально упрощает передачу и на порядок увеличивает ее надежность.

Простейшая бесступенчатая регулируемая передача содержит гидро трансформатор и зубчатый дифференциальный механизм с двумя степенями свободы [1, 2]. Гидротрансформатор осуществляет дополнительную связь между звеньями дифференциала и обеспечивает саморегулирование передачи.

Дополнительную дифференциальную связь на звенья кинематической цепи может накладывать замкнутый механический контур. В патенте «Без реактивный двигатель» [3] впервые представлено замыкающее устройство в виде замкнутого механического контура, накладывающего дополнительную связь на движение подвижного статора и ротора электромеханической системы с двумя степенями свободы.

Зубчатый дифференциальный механизм, имеющий замкнутый контур из зубчатых колес, способен накладывать дополнительную связь на движение звеньев. Это свойство положено в основу патента [4]. По этому патенту передача движения с саморегулированием происходит с помощью замкнутого контура из зубчатых колес в эксплуатационном режиме. Однако при пуске передачи используется торможение одного из колес, что устраняет автоматизм ее действия.

Для Цитирования:
Иванов К.С., Зубчатая бесступенчатая регулируемая передача. Конструкторское Бюро. 2016;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: