По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 128 DOI:10.33920/nik-02-2312-07

«Зрелищность» как принцип искусства: к проблеме содержания понятия

Морозова Елена Ивановна доцент кафедры искусства Московского гуманитарного университета, 111395, Российская Федерация, Москва, ул. Юности, д. 5, eim7@mail.ru

Целью исследования является разработка понимания понятия «зрелищность» как философской категории. Автор связывает понятие «зрелищности» с современным понятиям «образ», а также тем, что древние мыслители именовали «просопон» и «алетейа» Таким образом зрелищность преобразуется в сознании человека как нечто увиденное, услышанное, ощутимое через запахи, вкус, слух, тактильность, но вошедшее в образную сферу личности. Автор стремится показать, что понятие «зрелищность» является одним из основных понятий и принципов постмодерна.

Литература:

1. Бахтин М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин; [примечания С.С. Аверинцева, С.Г. Бочарова]. — 2-е изд. — Москва: Искусство, 1986. — 444 c. — C. 381–382

2. Безрукова В.С. Основы духовной культуры. Энциклопедический словарь педагога. Екатеринбург, 2000. — 937 с.

3. Виртуальный мир [Электронный ресурс] — URL: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru (дата обращения: 28.06.2023).

4. Гостев А.А. Образная сфера человека в познании и переживании духовных смыслов / [Текст] / А.А. Гостев; Российская акад. наук. Ин-т психологии. - Москва: Изд-во Института психологии РАН, 2001. — 85 с.

5. Гостев А.А. Психология вторичного образа : Субъект, феноменология, функции : автореферат дис. ... доктора психологических наук : 19.00.01 / С.-Петерб. гос. ун-т. — Санкт-Петербург, 2001. — 36 с.

6. Добренькова Е.В. Дискурс как коммуникативное событие и речевое общение // Коммуникология. — 2013. — №1. — С. 93–99. — С. 94.

7. Кончаловский А. Парсуна // Программа «Спас» [Электронный ресурс] URL: https://yandex.ru/video/preview/4785771425568467280 (дата обращения: 28.06.2023).

8. Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. Изд. стереотип. — М.: Книжный дом «ЛИБРИКОМ», 2020 — 352 с.

9. Кривцун О.А. Эстетика: Учебник. — М.: Аспект Пресс, 2000. — 434 с.

10. Лейбниц Г.В. Сочинение в 4-х т. Т. 1. Рассуждение о метафизике. М.: Мысль, 1982.

11. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура [Текст] / А. Ф. Лосев ; [авт. вступ. ст. А. А. Тахо-Годи]. — Москва : Политиздат, 1991. — 524 c. — C. 251.

12. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека / Маршалл Маклюэн ; Пер. с англ. В.Г. Николаева. — М.; КАНОН-пресс-Ц ; Жуковский : Кучково поле, 2003 (ОАО Можайский полигр. комб.). — 462 с.

13. Монахов С.Л. Сущность феномена музыки в метафизике А. Шопенгауэра // Альманах «Studia culturae», Studia culturae. Выпуск 3. № 3. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. — C.140–147.

14. Плутарх «Ламприев перечень» (Lampr. cat. 178), «Об изречении: “Живи неприметно”», Вестник древней истории. — 1998. — № 4 (перевод с древнегреческого и комментарии Э.Г. Юнца).

15. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре : перевод со второго [совершенно перераб.] немецкого издания / Г. Риккерт; под редакцией [и со вступ. ст.] С. Гессена. — Санкт-Петербург : Образование, 1911. — 196 с.

16. Тюхтин В. Образ. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Константинова Ф. В. 1960-1970. [Электронный ресурс] — URL: https://rus-philosophical-enc.slovaronline.com/6203-ОБРАЗ (дата обращения: 28.06.2023).

17. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л.Ф. Ильичёв, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалёв, В.Г. Панов. — 1983.

18. Шопенгауэр А. О сущности музыки. Выдержки из соч. Шопенгауэра под. Историко-эстет. секции и со вступ. статьей К. Эйгес. — Петроград, Музыкальное государственное издательство, 1919.

19. Эйдетическая память — гениальный дар или психическое отклонение? [Электронный ресурс] — URL: https://ponervam.ru/ejdeticheskaya-pamyat.html (дата обращения: 28.06.2023).

1. Bakhtin M. Estetika slovesnogo tvorchestva / M. M. Bakhtin ; [primechaniya S.S. Averintseva, S.G. Bocharova]. — 2-ye izd. — Moskva: Iskusstvo, 1986. — 444 c. — C. 381–382

2. Bezrukova V.S. Osnovy dukhovnoy kul'tury. Entsiklopedicheskiy slovar' pedagoga. Yekaterinburg, 2000. — 937 s.

3. Virtual'nyy mir [Elektronnyy resurs] — URL: https://translated.turbopages.org/ proxy_u/en-ru.ru (data obrashcheniya: 28.06.2023).

4. Gostev A.A. Obraznaya sfera cheloveka v poznanii i perezhivanii dukhovnykh smyslov / [Tekst] / A.A. Gostev; Rossiyskaya akad. nauk. In-t psikhologii. — Moskva: Izd-vo Instituta psikhologii RAN, 2001. — 85 s.

5. Gostev A.A. Psikhologiya vtorichnogo obraza : Sub"yekt, fenomenologiya, funktsii: avtoreferat dis. ... doktora psikhologicheskikh nauk : 19.00.01 / S.-Peterb. gos. un-t. — Sankt-Peterburg, 2001. — 36 s.

6. Dobren'kova Ye.V. Diskurs kak kommunikativnoye sobytiye i rechevoye obshcheniye // Kommunikologiya. — 2013. — №1. — S. 93–99. — S. 94.

7. Konchalovskiy A. Parsuna // Programma «Spas» [Elektronnyy resurs] URL: https:// yandex.ru/video/preview/4785771425568467280 (data obrashcheniya: 28.06.2023).

8. Kostina A.V. Massovaya kul'tura kak fenomen postindustrial'nogo obshchestva. Izd. stereotip. — M.: Knizhnyy dom «LIBRIKOM», 2020 — 352 s.

9. Krivtsun O.A. Estetika: Uchebnik. — M.: Aspekt Press, 2000. — 434 s.

10. Leybnits G.V. Sochineniye v 4-kh t. T. 1. Rassuzhdeniye o metafizike. M.: Mysl', 1982.

11. Losev A.F. Filosofiya. Mifologiya. Kul'tura [Tekst] / A. F. Losev ; [avt. vstup. st. A.A. Takho-Godi]. — Moskva : Politizdat, 1991. — 524 c. — C. 251.

12. Maklyuen M. Ponimaniye media: vneshniye rasshireniya cheloveka / Marshall Maklyuen ; Per. s angl. V.G. Nikolayeva. — M.; KANON-press-TS ; Zhukovskiy : Kuchkovo pole, 2003 (OAO Mozhayskiy poligr. komb.). — 462 s.

13. Monakhov S.L. Sushchnost' fenomena muzyki v metafizike A. Shopengauera // Al'manakh «Studia culturae», Studia culturae. Vypusk 3. № 3. Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskoye filosofskoye obshchestvo, 2002. — C. 140–147.

14. Plutarkh «Lampriyev perechen'» (Lampr. cat. 178), «Ob izrechenii: “Zhivi neprimetno”», Vestnik drevney istorii. — 1998. — № 4 (perevod s drevnegrecheskogo i kommentarii E.G. Yuntsa).

15. Rikkert G. Nauki o prirode i nauki o kul'ture : perevod so vtorogo [sovershenno pererab.] nemetskogo izdaniya / G. Rikkert; pod redaktsiyey [i so vstup. st.] S. Gessena. — Sankt-Peterburg : Obrazovaniye, 1911. — 196 s.

16. Tyukhtin V. Obraz. Moskva. Filosofskaya Entsiklopediya. V 5-kh t. M.: Sovetskaya entsiklopediya. Pod redaktsiyey Konstantinova F. V. 1960-1970. [Elektronnyy resurs] — URL: https://rus-philosophical-enc.slovaronline.com/6203-OBRAZ (data obrashcheniya: 28.06.2023).

17. Filosofskiy entsiklopedicheskiy slovar'. M.: Sovetskaya entsiklopediya. Gl. redaktsiya: L.F. Il'ichov, P.N. Fedoseyev, S.M. Kovalov, V.G. Panov. — 1983.

18. Shopengauer A. O sushchnosti muzyki. Vyderzhki iz soch. Shopengauera pod. Istoriko-estet. sektsii i so vstup. stat'yey K. Eyges. — Petrograd, Muzykal'noye gosudarstvennoye izdatel'stvo, 1919.

19. Eydeticheskaya pamyat' — genial'nyy dar ili psikhicheskoye otkloneniye? [Elektronnyy resurs] — URL: https://ponervam.ru/ejdeticheskaya-pamyat.html (data obrashcheniya: 28.06.2023).

«Зрелищность» — категория идеалистическая и духовная. Духовная энергия, духовные смыслы, которые проступают из духовной сферы через «внешнюю среду организма человека» с помощью видимых (например цвет, форма, движение и т. п.) или невидимых элементов (запах, вкус, звук, «прикосновение» и т. п.) в сознание человека посредством коммуникации с «внешними расширениями человека» [12], то есть с органами чувств человека, преобразуются в «образ» («просопон», «алетейя»). Эта «образная сфера» может быть явной или эфимерной. Так, например, неоднократно были зарегистрированы случаи отражения иконы на стекле, подобные негативу на «фотопленке». То же самое можно сказать и про мирро, которое проступает на чудотворных иконах, когда духовная энергия, материализуясь, проступает на иконах и становится «зрелищной», то есть зримой. Радиация — тоже невидима, но ученые, открыв ее, наверное, позволили ее «увидеть». Возможно, между реальностью и нами существует некий специфический «забор», который мы представляем себе как «реальность». Об этом писали неокантианцы, говоря о символических вселенных или ценностных вселенных [15] как том мире, который создает только человек, и который с физической реальностью связан только опосредованно. По мнению А. Кончаловского, которое он высказывает в авторской программе «Парсуна» [7], «за каждой видимой вещью есть «невидимая суть»», которая и есть «тот самый «тихий голос природы», который, чтобы слышать, надо иметь «тонкий слух» [7]. Так, икона Богородицы («Киккская») на Кипре, в монастыре высоко в горах, которая скрыта от людских глаз, да еще и прикрыта плотным расшитым покрывалом — отделена «забором», обладает такой притягательной силой, что к Ней идут люди уже много веков, обращаясь со своими просьбами, «тихо». И в данном случае этот «завес» и является «экраном» — «просопоном» «невидимой сути».

Таких образов в искусстве много. Это холст, на котором изображен котел на огне с варящейся в нем едой в «Золотом ключике» А. Н. Толстого, образ «кроличьей норы», «дверцы за занавеской», «Зазеркалье» в «Алисе» Л. Кэрролла, образ «Зеркала» в сказках. В искусстве — это тоже своего рода «забор» — «видимое», «маска», за которым скрыта «невидимая суть», но в сказках она символически изображается в виде «маленькой дверцы», которую может открыть/закрыть только «золотой ключик», который может открыть или скрыть тайну. Те же образы — в кино и телевидении. Почти все мы в детстве заглядывали за этот экран, но там мы ничего не находили, кроме все той же таинственной «невидимой сути».

Для Цитирования:
Морозова Елена Ивановна, «Зрелищность» как принцип искусства: к проблеме содержания понятия. Ученый совет. 2023;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: