По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332 DOI:10.33920/sel-04-2403-07

Золото России. Символика хлеба в монументально-декоративном убранстве столичного метро

Занегина А.Б. доцент, кандидат архитектуры, кафедра основ архитектуры, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», Москва, Е-mail: anna-zanegina@yandex.ru
Смоленская В.К. доцент, кандидат архитектуры, кафедра основ архитектуры, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», Москва, Е-mail: contact@smolenskaya.info
Левенцева Е.Н. доцент, кандидат архитектуры, кафедра основ архитектуры, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», Москва, Е-mail: sekretsv@mail.ru
Миронова Е.И. ст. преподаватель, кафедра основ архитектуры, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», Москва, Е-mail: katemir13@mail.ru

В предлагаемой статье освещается небывалый по масштабам проект строительства и оформления метрополитена, задуманный как апофеоз социалистического обновления. На примере оформления интерьеров Московского метро авторы рассматривают вопрос трансформации наследия мировой культуры, ее взаимодействие и взаимопроникновение в российскую культуру, обосновывают мотивацию многочисленных изображений самого главного нашего богатства — хлеба и сравнение его с общепринятым символом богатства — золотом.

Литература:

1. Наумов М.С. Под семью холмами: Прошлое и настоящее московского метро. — М.: АНО ИЦ Москвоведение; ОАО «Московские учебники», 2010. — 448 с.: ил.

2. Балашов И.В., Краева А.А., Левенцева Е.Н., Смоленская В.К. Интегрирование синтеза искусств в предметно-пространственное проектирование московского метро. Материалы журнала ГУЗ «Землеустройство, кадастр и мониторинг земель», № 11, с. 853–859. — М.: ГУЗ, 2021. Режим доступа: https://panor.ru/articles/integrirovanie-sinteza-iskusstv-v-predmetno-prostranstvennoe-proektirovanie-moskovskogo-metro/73666.html.

3. Селиванова А.Н. Постконструктивизм. Власть и архитектура в 1930-е годы в СССР. — М.: ООО «БуксМарт», 2019. — 320 с.

4. Лагутин К.К. Архитектурный образ советских общественных зданий: Клубы и театры. — М.: Искусство, 1953.

5. Ваняев А.В. Формирование рынка народных художественных промыслов: дис. канд. экон. Наук. — М.: МГУС, 2005. — 184 c. Ссылка из диссертации: Хмельницкий Д.С. Архитектура Сталина: Психология и стиль. — М.: Прогресс-Традиция, 2007.

6. Занегина А.Б., Левенцева Е.Н., Миронова Е.И., Смоленская В.К. Архитектурная колористика. Между теорией и практикой // Материалы журнала «Вестник ГГУ». — 2021. — №1. — Гжель: ГГУ, 2021. — С. 52–63. Режим доступа: http://vestnik-ggu.ru/.

7. Занегина А.Б., Левенцева Е.Н., Миронова Е.И., Смоленская В.К. Трансформация наследия мировой культуры. Московское метро // Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции «Искусство — диалог культур» в рамках Всероссийского фестиваля науки. — Грозный — Махачкала: АЛЕФ, ЧГПУ, 2022. — 552 с.

Столичный метрополитен по праву можно назвать одним из символов нашей страны. Он стоит в одном ряду с такими значимыми сооружениями, как Московский Кремль, Саяно-Шушенская ГЭС, Крымский Мост. Возведение и дальнейшее развитие такого сложного инженерного сооружения, требующего огромных ресурсов, стало зримым свидетельством мощи и устойчивого движения вперед молодого Советского государства. Пространства наземных и подземных помещений метро — это взаимодействие массивных стен и легких колонн, завораживающего ритма перспективы пилонов и люстр, мозаичных панно, витражей, лепнины, скульптурных групп, рельефов из металла и керамики, облицовочных каменных плит. Если попытаться мысленно охватить и суммировать сложнейший комплекс оформления всех станций, то получится общее впечатление монументальности, величия, света, красоты и разнообразия — собирательный образ, аллегория духовного и материального богатства страны. «С самого своего зарождения метро в Советском Союзе рассматривалось не только как чисто технологическое, утилитарное сооружение. Во многом оно было средством эстетического, а через эстетику и идеологического воздействия на пассажира — москвича и гостя столицы» [1, с. 82]. Содержание и визуальные образы, транслируемые зрителям, всегда тщательно отбирались и выверялись, так как они отображали ментальность страны на различных этапах ее исторического развития. Советские архитекторы при проектировании метро в качестве основной задачи ставили не только безопасность людей, но стремились создать высокохудожественные вестибюли станций, изначально закладывая их монументально — делая единое образное пространство, создавая синтез разных видов искусств, вкладывая огромные средства. Зарубежные проектировщики в оформлении станций во главу угла ставили функционализм и дизайн в строительстве [2, с. 855]. Если в политике страны происходили принципиально важные идеологические изменения, то они неизбежно сказывались и в оформлении главного метро страны. Так, после ХХ съезда КПСС и развенчания культа личности Сталина в 1956 г., были ликвидированы или подверглись изменениям многочисленные произведения с его изображениями. Все образы и события, запечатленные в оформлении метро сегодня, — это утвержденные, отобранные временем смыслы и ценности, это — своеобразная матрица мировоззрения народа.

Для Цитирования:
Занегина А.Б., Смоленская В.К., Левенцева Е.Н., Миронова Е.И., Золото России. Символика хлеба в монументально-декоративном убранстве столичного метро. Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2024;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: