Столичный метрополитен по праву можно назвать одним из символов нашей страны. Он стоит в одном ряду с такими значимыми сооружениями, как Московский Кремль, Саяно-Шушенская ГЭС, Крымский Мост. Возведение и дальнейшее развитие такого сложного инженерного сооружения, требующего огромных ресурсов, стало зримым свидетельством мощи и устойчивого движения вперед молодого Советского государства. Пространства наземных и подземных помещений метро — это взаимодействие массивных стен и легких колонн, завораживающего ритма перспективы пилонов и люстр, мозаичных панно, витражей, лепнины, скульптурных групп, рельефов из металла и керамики, облицовочных каменных плит. Если попытаться мысленно охватить и суммировать сложнейший комплекс оформления всех станций, то получится общее впечатление монументальности, величия, света, красоты и разнообразия — собирательный образ, аллегория духовного и материального богатства страны. «С самого своего зарождения метро в Советском Союзе рассматривалось не только как чисто технологическое, утилитарное сооружение. Во многом оно было средством эстетического, а через эстетику и идеологического воздействия на пассажира — москвича и гостя столицы» [1, с. 82]. Содержание и визуальные образы, транслируемые зрителям, всегда тщательно отбирались и выверялись, так как они отображали ментальность страны на различных этапах ее исторического развития. Советские архитекторы при проектировании метро в качестве основной задачи ставили не только безопасность людей, но стремились создать высокохудожественные вестибюли станций, изначально закладывая их монументально — делая единое образное пространство, создавая синтез разных видов искусств, вкладывая огромные средства. Зарубежные проектировщики в оформлении станций во главу угла ставили функционализм и дизайн в строительстве [2, с. 855]. Если в политике страны происходили принципиально важные идеологические изменения, то они неизбежно сказывались и в оформлении главного метро страны. Так, после ХХ съезда КПСС и развенчания культа личности Сталина в 1956 г., были ликвидированы или подверглись изменениям многочисленные произведения с его изображениями. Все образы и события, запечатленные в оформлении метро сегодня, — это утвержденные, отобранные временем смыслы и ценности, это — своеобразная матрица мировоззрения народа.