— Когда строилась МосковскоВиндаво-Рыбинская железная дорога, здесь, на этом месте, были самые настоящие задворки. Даже и не окраина Москвы. Почему и станция получила такое название. Здесь сновали туда-сюда маневровые паровозы, двигались товарные вагоны, расхаживал рабочий люд: кочегары, стрелочники, фонарщики. И вот именно здесь были возведены здания такого великолепного совершенства. А почему? Потому что архитекторы того времени создавали все на века, они считали, что все окружающее человека должно быть прекрасно.
Железнодорожные вокзалы в крупных городах всегда строили лучшие архитекторы: Шехтель, Бжозовский, Щусев. В создании вокзальных интерьеров участвовали прославленные художники. Вокзалы-дворцы становились культурными достопримечательностями городской архитектуры.
После открытия в 1851 году Петербурго-Московской дороги стальные пути устремились дальше к волжским пристаням, предгорьям Урала, хлебным житницам Украины. Железнодорожные станции поделили на классы. Самые большие были первого класса, самые маленькие — четвертого, иногда даже пятого. Но независимо от класса станции в царской России к железнодорожной архитектуре предъявлялись высокие эстетические требования.
Собственно говоря, мы находимся сейчас на вокзале 4-го класса, то есть на самом маленьком, самом неприметном, как правило, находящимся в глуши. Но поражает то, с каким стремлением создать красоту проектировал архитектор вот такой вокзал. И все вокзалы на линии, независимо от того, будь то вокзал большого города или вокзал маленького разъезда в глуши, строились в едином стиле архитектуры. И только красиво!
Свой узнаваемый стиль был у каждой дороги. Петербурго-Московская магистраль — это основательные кирпичные строения в казарменном николаевском стиле, воплощение государственности. Русский Север. Вокзалы Вологодско-Архангельской железной дороги — сказочные терема, украшенные деревянной резьбой. На Востоке и на Юге России железнодорожные зодчие предпочитали кирпич. По их замыслу кирпичная кладка должна была напоминать о южнорусских крепостях, в старину защищавших Русь со стороны Дикого поля. В архитектуре железных дорог западных губерний ощущалось влияние европейской готики. А в местах былой еврейской оседлости: в Витебской, Могилевской и Смоленской губерниях некоторые вокзалы даже напоминали синагоги.