— Михаил, вы родились на прекрасном Русском Севере, в Новодвинске, где издавна жили мастеровые люди. Когда вы начали интересоваться керамикой?
— Свои первые навыки работы с глиной я получил еще в детстве, в изостудии в Новодвинске, у преподавателя Георгия Яковлевича Патяркина. Серьезно начал заниматься художественным ремеслом в 2000 году, одновременно поступил в Архангельский областной колледж культуры и искусства. Архангельская область из-за географической отдаленности считается регионом, сохранившим самобытный колорит, традиции, народные промыслы и фольклор. Наша Архангельская область в ноябре прошлого года торжественно отпраздновала свой 80-летний юбилей. Я тоже принимал участие в творческих мероприятиях к юбилею.
— Существует ли местная традиция в приемах декорирования керамических изделий: обварка молоком, кефиром, глазурирование, чернолощение?
— В разных уголках Архангельской области бытовали разные способы декорирования керамики. Мне больше близки способы глазурирования зеленой глазурью и молочения, потому что в колледже я более углубленно изучал сомовско-вельский гончарный промысел. А в Вельском районе именно так декорировали керамику издревле. Сегодня государство разрабатывает стратегию сохранения народных художественных промыслов, но уже на этом этапе очевидно, что нужна не только стратегия, а целая государственная программа.
— С какой глиной вы работаете, имеют ли значение ее состав и свойства?
— На занятиях в изостудии мы работали с местной природной глиной, которую добывали неподалеку от Новодвинска. В той глине было много инородных включений (камней, песка и т.д.). Поэтому приходилось извлекать их перед работой. И только через много лет появилась возможность покупать глину разной пластичности и цвета, что позволило улучшить качество изделий и дало возможность их разнообразно декорировать. Недалеко мы нашли месторождение глины, которая не уступает по своим свойствам некоторым покупным глиняным массам, а некоторые даже превосходит. И, возможно, именно из этой глины делали посуду наши предки.