Современная культура вступила в эпоху, которая по содержанию своих типообразующих характеристик сопоставима с двумя крупнейшими эпохами прошлого — традиционной и креативной. Лежащий в основании каждого из этих прежних типов тезаурус больше не является экзистенциальным идеалом новой эпохи. Новый формирующийся тип культуры можно назвать сетевым, или перформативным. Существо этого определения я сейчас попытаюсь обосновать. Речь идет о том, чтобы сравнивать сетевую культуру не с одним из вариантов креативной культуры, например с культурой уходящего в прошлое постмодернизма, а с креативной (и традиционной) культурой в целом. Культура есть совокупный способ и продукт человеческой деятельности, а ценность есть порождающая модель исторического типа культуры. Исходя из этих определений можно предположить, что в основе каждого исторического типа культуры лежит триада ценностей, определяющих существо субъекта, тип деятельности и ее продукт. Более подробно концепция сетевой культуры изложена в моей статье «Глобальный перформанс: контуры культуры XXI века» [1, с. 4–10].
Принцип культурогенеза традиционной культуры есть воспроизведение, креативной культуры — творчество. Сетевая культура характеризуется синтетическим содержанием, и поэтому принцип ее культурогенеза — синтез традиции и инновации, который реализуется в амбивалентном комплексе самодеятельности и дилетантизма. Профессиональный характер творческого усилия или традиционного следования, совершаемых прошедшими инициацию или квалификационные испытания специалистами, замещается принципиально любым участием в деле каждого желающего это сделать. Творчество больше не имеет ценности, но и не теряет ее; традиция больше не определяет творчество и не определяется им. Самодеятельность и дилетантизм — это творчество, реализовавшее свое право на новизну наиболее последовательно и абсурдно, то есть таким образом, что это право было предоставлено всем, лишая тем самым творческое усилие какой-либо ценности. Традиции в ходе подобного утверждения творчества растворились в самодеятельном и дилетантском усилии так же радикально, как и творческий результат.