Отсутствие достаточных знаний у студентов-медиков относительно правильного назначения антибиотиков способно вызвать в их последующей профессиональной деятельности ошибочные схемы антибактериального лечения, что впоследствии способствует развитию устойчивости микроорганизмов к данным препаратам.
Цель исследования: определение при помощи метода анонимного анкетирования уровня знаний студентов старших курсов медицинских вузов в назначении режима применения амоксициллина.
Данная работа была проведена в рамках многоцентрового проекта KANT [полное наименование — Physicians’ (students’) knowledge in antimicrobials usag] по оценке знаний врачей и студентов медицинских вузов об антибиотикотерапии. Проект был начат в 2012 г., на данный момент завершено несколько этапов исследования [1–3]. В данной работе представлен фрагмент результатов добровольного анонимного анкетирования 840 студентов-медиков из Барнаула, Белгорода, Челябинска, Красноярска, Йошкар-Олы, Нукуса, Казани и Уфы за 2023–2025 годы. Во избежание конфликта интересов в данной работе все города обезличены и условно представлены в виде пронумерованных центров (Центр 1 — Центр 8). Распределение анкет между городами представлены в табл. 1. Каждому участнику была предложена анкета из 10 вопросов, касающихся антимикробной терапии и составленных по клиническим рекомендациям. В данном исследовании проводится анализ по одному из пунктов 9‑го вопроса, где студенты должны были указать среднюю дозу на 1 прием, рациональный путь введения и кратность назначения амоксициллина для «среднетерапевтического амбулаторного» пациента массой 70 кг. Статистический расчет в данной работе был выполнен при помощи программы StatTech v. 4.8.11., применены метод описательной статистики и хи-квадрат Пирсона.
Среднюю дозу амоксициллина на 1 прием «1 г» правильно указали 351 человек (41,8 %), остальные 489 студентов (58,2 %) отметили другие дозировки. Распределение количества студентов по выбору средней дозы амоксициллина на 1 прием и центру представлены в табл. 2. Рациональный путь введения антибиотика «орально» верно указали 712 человек (84,8 %), вариант «в/м, в/в» выбрали 59 (7 %), «орально» и «в/м, в/в» — 69 (8,2 %) студентов соответственно. Распределение количества студентов по выбору рационального пути введения амоксициллина и центру представлены в табл. 3. Верную кратность назначения амоксициллина «2–3 р/д» отметили 199 (23,7 %) студентов, при этом вариант «1 р/д» выбрали 68 (8,1 %), «2 р/д» — 304 (36,2 %), «3 р/д» — 223 (26,5 %), «1–2 р/д» — 26 (3,1 %), «1–3 р/д» — 20 (2,4 %) студентов соответственно. Распределение количества студентов по выбору кратности назначения амоксициллина и центру представлены в табл. 4. При сравнении ответов между городами по всем трем критериям (средняя доза, путь введения, кратность) получены статистически значимые различия (р <0,001).