В истории развития изобразительного искусства новые идеи, стили и поиски всегда базировались на конвергенции искусства и передовой научной, философской мысли, соответствующей историческому развитию и состоянию гражданского общества.
Новым направлением художественной мысли XXI века может служить манифест «Квантовое искусство», созданный в 2008 году Роберто Денти, итальянским теоретиком искусства, архитектором, художником, компьютерным графиком. Автор заявляет, что «основными темами квантового искусства являются выражение культурных изменений, отражающих синтез искусства и науки на мировом уровне, создание предпосылок для видения инновационного мира, направленного на формирование новых моделей жизни, новых социальных отношений в полном соответствии с новейшими открытиями квантовой механики и биоразнообразием жизни в целом».
Возникает вопрос, какими средствами изобразительного искусства воспользуются художники нового направления, чтобы передать философское и научное понимание Вселенной, космоса и энергетической сущности человека?
Возможно, искусствоведческий обзор работ ведущих авторов данного стиля, а также новизна лингвистических структур, употребляемых в статье, ответит на многие вопросы. А для последователей нового направления будет интересно увидеть претворение идей квантового искусства в традиционных жанрах визуального творчества.
На мой взгляд, Роберто Денти предлагает качественно новый объект внимания для изобразительного искусства — художественное понимание видимого «открытого мира» через призму квантового многовариантного галактического пространства, основанного на последних достижениях физической космологии и открытиях квантовой механики элементарных частиц, которую сформулировали Нильс Бор и Вернер Гейзенберг в «Копенга́генской интерпретации», теории «мультивселенной» космологов Макса Тегмарка и Стивена Хокинга, «теории струн» Эдварда Виттена. Наиболее последовательной на сегодняшний день является экзистенциальная интерпретация квантовой механики, сформулированная Войцехом Зуреком в 2001 году. Она во многом основана на «теории декогеренции», описывающей проявление классических объектов из «квантовой суперпозиции».