Землеустройство является одним из основных мероприятий в системе управления земельными ресурсами, направленным на решение вопросов рационального использования земель и их охраны. Согласно Федеральному закону от 18.06.2001 № 78 «О землеустройстве» данные вопросы должны решаться путем разработки землеустроительной документации, в частности предложений по рациональному использованию земель и их охраны, проведению природно-сельскохозяйственного районирования земель.
Однако обязательность проведения землеустройства законодательно определена только в случае изменения границ объектов землеустройства; выявления нарушенных земель, а также земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям; проведения мероприятий по восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий [1].
В Федеральном законе «О землеустройстве» полномочия в области регулирования проведения землеустройства определены только для Российской Федерации.
Таким образом, если разработка градостроительных документов, в частности, схем территориального планирования муниципальных районов, для органов местного самоуправления является обязательной, то разработка землеустроительной документации, в частности, схемы землеустройства муниципального района, обязательной не является. Более того, можно с уверенностью сказать, что землеустроительная документация, за исключением случаев межевания объектов землеустройства, в настоящее время практически не разрабатывается.
Как известно, в советское время комплексно разрабатывались проекты районной планировки и схемы землеустройства административных районов. В этих документах одновременно решались вопросы и размещения объектов капитального строительства, и размещения отраслей народного хозяйства, в том числе сельского хозяйства.