В современных условиях внешняя торговля является самой развитой формой экономических отношений международного формата. Она продолжает динамично развиваться и выступает в качестве одного из главных факторов развития глобализации мирового экономического пространства.
Страны, где активно развивалась и продолжает развиваться внешняя торговля, на сегодняшний день имеют самый высокий уровень развития национальных экономик и, как следствие, высокий уровень жизни населения.
Как известно, современная мировая экономика опирается на применение в деятельности хозяйствующих субъектов высоких технологий, которые предполагают использование определенных объектов интеллектуальной собственности. Развитие технологий напрямую зависит от обеспечения должного уровня защиты правообладателей и борьбы с трансграничным перемещением контрафактных товаров [1, 2].
На сегодняшний день одной из самых острых проблем в сфере внешнеэкономической деятельности (далее — ВЭД) является насыщение внутреннего рынка контрафактными товарами, в том числе перемещаемыми через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) с целью получения высокой прибыли при дальнейшей продаже данных товаров потребителю на таможенной территории ЕАЭС.
В современном мире интеллектуальная собственность приобретает все большую ценность, в связи с чем все чаще становится объектом преступных посягательств, представляя несомненный интерес для преступного мира, ориентированного на получение сверхприбылей от незаконных видов деятельности [3].
Согласно ст. 351 Таможенного кодекса ЕАЭС (далее — ТК ЕАЭС) таможенные органы в пределах своей компетенции обеспечивают на таможенной территории ЕАЭС выполнение следующих задач:
1) защита национальной безопасности государств-членов ЕАЭС, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды;
2) создание условий для ускорения и упрощения перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС;
3) обеспечение исполнения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, иных международных договоров и актов, составляющих право ЕАЭС, законодательства государствчленов о таможенном регулировании, а также законодательства государств-членов, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы.