Модернизация здравоохранения, которая продолжается в нашей стране, предъявляет новые требования к медицинским работникам всех специальностей, как с высшим, так и со средним медицинским образованием. Особое место занимает подготовка уже состоявшихся специалистов на последипломном уровне, когда важно и необходимо предоставить новейшую теоретическую информацию, рассказать об инновациях и современных технологиях за непродолжительный период времени. В одном из документов Всемирной организации здравоохранения подчеркнуто, что «качество медицинской помощи не может быть выше качества полученного образования». В связи с этим, термин «развитие человеческих ресурсов» для лечебно-профилактических учреждений приобретает особое значение и обозначает множество различных действий и мер, например, четко определенные навыки и умения сестринского персонала, которые требуются при качественном оказании медицинской помощи и достигаются путем обучения и тренировки на тренажерах, фантомах и моделях.
Основными причинами ошибок в профессиональной деятельности средних медицинских работников являются: недостаточные теоретические знания (например, по внутрибольничной инфекции и инфекционному контролю), отсутствие необходимых для работы практических навыков и умений, перечень которых у каждого специалиста индивидуальный (чаще всего, это сердечно-легочная реанимация), дефицит времени для качественного выполнения той или иной манипуляции, связанные с систематическими перегрузками, а также низкое качество трудовой жизни.
Федеральные государственные образовательные стандарты ориентированы не просто на навыки и умения, приобретение которых так важно для формирования грамотного медицинского работника, а на новый уровень компетенций специалиста.
Качество работы среднего медицинского персонала определяется профессиональной компетентностью, выражаемой в устойчивом характере труда, а главное, — в способности в различных клинических ситуациях находить рациональное решение. В структуре профессиональной компетенции среднего медицинского звена важное место занимают профессиональносодержательный компонент (знания, умения, навыки); профессионально-личностный и профессионально-развивающий.