По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 613.287.1 DOI:10.33920/MED-12-2206-04

Значение профессиональных факторов в формировании стрессовых реакций у медицинских работников в период пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19 (по данным анкетного опроса)

Бабанов Сергей Анатольевич доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой профессиональных болезней и клинической фармакологии имени з.д.н. РФ, профессора Косарева В. В., ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России, Россия, 443099, Самара, ул. Чапаевская 89, https://orcid.org/0000-0002-1667-737X, e-mail: s.a.babanov@mail.ru
Стрижаков Леонид Александрович д.м.н., профессор кафедры внутренних, профессиональных болезней и пульмонологии, Первый МГМУ им. И. М. Сеченова (Сеченовский университет), Россия, Москва, Трубецкая улица, 8, стр. 2, 119991, https://orcid.org/0000-0002-2291-6453
Острякова Наталья Александровна ординатор кафедры профессиональных болезней и клинической фармакологии имени з.д.н. РФ, профессора Косарева В. В., ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России, Россия, 443099, Самара, ул. Чапаевская, 89, https://orcid.org/0000-0001-5459-691X
Агаркова Анна Сергеевна лаборант кафедры профессиональных болезней и клинической фармакологии им. з.д.н. РФ, профессора Косарева В. В., ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России, Россия, 443099, Самара, ул. Чапаевская, 89, https://orcid.org/0000-0002-4065-5875

Введение. Пандемия новой коронавирусной инфекции внесла коррективы во все сферы жизни современных людей. Количество заболевших COVID-19 оказывает заметное влияние на медицинских работников, увеличивая их восприимчивость к выгоранию. В условиях пандемии COVID-19 один из самых высоких уровней развития синдрома эмоционального выгорания наблюдается у медицинских работников. Дополнительные проблемы, с которыми они столкнулись, способствовали многократному увеличению нагрузки специалистов-медиков, а также увеличили восприимчивость к стрессу. Цель исследования — провести сравнительный анализ выраженности фаз синдрома эмоционального выгорания по Бойко В. В. среди медицинских работников. Определить роль профессиональных факторов в формировании эмоционального выгорания у медицинских работников в период пандемии COVID-19. Материалы и методы. В исследовании приняли участие медицинские работники COVID-госпиталей (n=201); медицинские работники амбулаторно-поликлинической службы (n=186); медицинские работники многопрофильных стационаров (n=195); группа контроля (n=190). В качестве методов исследования применялись: анкетный опрос, позволяющий оценить отношение медицинских работников к ситуации в период пандемии COVID-19; опросник Бойко В. В. «Диагностика уровня эмоционального выгорания», который представляет собой анкету из 84 вопросов. Результаты. Выявлен высокий уровень эмоционального выгорания в общей выборке медицинских работников по сравнению с группой контроля. Наиболее выраженные фазы эмоционального выгорания — напряжение, резистентность, истощение — обнаруживаются у медицинских работников COVID-госпиталей по сравнению с медицинскими работниками многопрофильных стационаров и медицинскими работниками амбулаторно-поликлинической службы. К профессиональным факторам, участвующим в формировании эмоционального выгорания у медицинских работников в период пандемии COVID-19 относятся: высокая рабочая нагрузка, вводимые ограничительные меры, страх перед болезнью, отсутствие и нехватка СИЗов, угроза и риск заражения новой коронавирусной инфекцией, длительный период изоляции, финансовая нестабильность, недостаточность (на первом этапе) накопленных знаний о новом малоизученном заболевании, ощущение дискриминации и / или стигматизации.

Литература:

1. Форманюк, Т. В. Синдром эмоционального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя / Т. В. Форманюк // Вопросы психологии. — М.: Школа-Пресс, 1994. — № 6. — С. 57–63

2. Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении: Учебное пособие.-СПб.:Питер,2015. — 300с.

3. Ронгинская, Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях / Т. И. Ронгинская // Психологический журнал. — 2002. — Т.23, № 3. — С. 85–95

4. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер, 2016. 258 с.

5. Maslach, C. Burned-out / C. Maslach // Human Behavior. — 1976. — Vol.5 (9). — P. 16–22

6. Бабанов С. А. Синдром эмоционального выгорания // Врач скорой помощи. 2012. № 10. С. 59–65. 3

7. Миков Д. Р., Кулеш А. М., Муравьев С. В., Черкасова В. Г., Чайников П. Н., Соломатина Н. В. Особенности синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников многопрофильного стационара // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2018. Вып. 1. С. 88–97.

8. Суроегина А. Ю., Микита О. Ю., Рой А. П., Рахманина А. А. Профессиональное выгорание, симптомы эмоционального неблагополучия и дистресса у медицинских работников во время эпидемии COVID-19. Консультативная психология и психотерапия. 2020;28 (2):8–45. https://doi.org/10.17759/ cpp.2020280202

9. Kisely S, Warren N, McMahon L, Dalais C, Henry I, Siskind D, et al. Occurrence, prevention, and management of the psychological effects of emerging virus outbreaks on healthcare workers: rapid review and meta-analysis. BMJ. 2020 May 5;369: m1642. PMID: 32371466 https:// doi.org/10.1136/bmj.m1642

10. Пряжников, Н. С. Эмоциональное выгорание и личностные деформации в психолого-педагогической деятельности / Н. С. Пряжников, Е. Г. Ожегова // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. — 2014. — № 4. — С. 33–43.

11. Гревцова, Е. А. Труд учителя: социально-медицинские и психолого-педагогические аспекты: монография / Е. А. Гревцова // Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Рязанский гос. ун-т им. С. А. Есенина». — Рязань: Рязанский гос. ун-т им. С. А. Есенина, 2010. — С. 170.

12. Schonfeld, I. S. Burnout and depression: Two entities or one? / I. S. Schonfeld, R. Bianchi // J. Clin. Psychol. — 2016. — Vol. 72 (1). — Р. 22–37.

13. Ravalier, J. M., & Walsh, J. (2018). Working conditions and stress in the English education system. Occupational Medicine, 68 (2), 129–134. https://doi.org/10.1093/occmed/kqy017ъ

14. Shanafelt T, Ripp J, Trockel M: Understanding and addressing sources of anxiety among health care professionals during the COVID-19 pandemic. JAMA 2020Crossref, Medline, Google Scholar

15. Shah K: Focus on mental health during the coronavirus (COVID-19) pandemic: applying learnings from the past outbreaks. Cureus 2020; 12: e740510.7759/cureus.7405Crossref, Medline, Google Scholar

16. Lee SM, Kang WS, Cho AR, et al.: Psychological impact of the 2015 MERS outbreak on hospital workers and quarantined hemodialysis patients. Compr Psychiatry 2018; 87:123–127Crossref, Medline, Google Scholar

17. Maunder R, Lancee W, Rourke S, et al.: Factors associated with the psychological impact of severe acute respiratory syndrome on nurses and other hospital workers in Toronto. Psychosom Med 2004; 66:938–942 Crossref, Medline, Google Scholar

18. Han S., Shanafelt T. D., Sinsky C. A., et al. Estimating the attributable cost of physician burnout in the United States. Annals of Internal Medicine, 2019. Vol. 170 (11), pp. 784–790. doi:10.7326/ M18–1422

19. Говорин Н. В., Бодагова Е. А. Психическое здоровье и качество жизни врачей. Томск, Чита: Иван Федоров; 2013.

20. Матюшкина Е. Я., Микита О. Ю., Холмогорова А. Б. Уровень профессионального выгорания врачей-ординаторов, проходящих стажировку в скоропомощном стационаре: данные до ситуации пандемии. Консультативная психология и психотерапия. 2020;28 (2):46–69. https://doi.org/10.17759/cpp.2020280203

21. Бабанов С. А. Профессия и стресс: синдром эмоционального выгорания // Энергия: экономика, техника, экология. 2010. № 10. С. 74–79

22. Острякова Н. А., Бабанов С. А. Прогнозирование факторов, влияющих на психическое здоровье и эмоциональное выгорание медицинских работников во время пандемии новой коронавирусной инфекции: Самара. 2020. — 10 с.

23. Бойко В. В. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / ред. Д. Я. Райгородский — Самара. Издательский дом «БАХРАХ». 1998. 672 с.

1. Formanyuk, T.V. Syndrome of emotional burnout as an indicator of professional maladjustment of a teacher / T. V. Formanyuk // Questions of psychology. — M.: School-Press, 1994. — No. 6. — S. 57–63

2. Boyko V.V. Burnout syndrome in professional communication: a textbook. — SPb.: Peter, 2015. — 300 p.

3. Ronginskaya, TI Burnout syndrome in social professions / TI Ronginskaya // Psychological journal. — 2002. — T.23, No. 3. — S. 85–95

4. Vodopyanova N. E., Starchenkova E. S. Burnout syndrome: diagnosis and prevention. SPb.: Peter, 2016.258 p.

5. Maslach, C. Burned-out / C. Maslach // Human Behavior. — 1976. — Vol.5 (9). — P. 16–22

6. Babanov SA Burnout syndrome//Emergency doctor. 2012. No. 10. P. 59–65. 3

7. Mikov D. R., Kulesh A. M., Muravyev S.V., Cherkasova V. G., Chainikov P. N., Solomatina N.V. Features of the syndrome of emotional burnout in medical workers of a multidisciplinary hospital // Bulletin of Perm University. Philosophy. Psychology. Sociology. 2018. Issue. 1. P. 88–97.

8. Suroegina A.Y., Mikita O.Yu., Roy A. P., Rachmanina A. A. Burnout, symptoms of emotional distress and distress among healthcare workers during the COVID-19 epidemic. Counseling psychology and psychotherapy. 2020; 28 (2): 8–45. https://doi.org/10.17759/ cpp.2020280202

9. Kisely S, Warren N, McMahon L, Dalais C, Henry I, Siskind D, et al. Occurrence, prevention, and management of the psychological effects of emerging virus outbreaks on healthcare workers: rapid review and meta-analysis. BMJ. 2020 May 5; 369: m1642. PMID: 32371466 https: //doi.org/10.1136/bmj.m1642

10. Pryazhnikov, N. S. Emotional burnout and personal deformations in psychological and pedagogical activity / N. S. Pryazhnikov, E. G. Ozhegova // Bulletin of Moscow University. Series 14: Psychology. — 2014. — No. 4. — S. 33–43.

11. Grevtsova, E. A. Teacher’s work: socio-medical and psychological-pedagogical aspects: monograph / E. A. Grevtsova // State. educational institution higher. prof. education «Ryazan State University named after S. A. Yesenin». -Ryazan:Ryazan state. un-t them. S. A. Yesenina, 2010. — P. 170.

12. Schonfeld, I. S. Burnout and depression: Two entities or one? / I. S. Schonfeld, R. Bianchi // J. Clin. Psychol. — 2016. — Vol. 72 (1). — R. 22–37.

13. Ravalier, J. M., & Walsh, J. (2018). Working conditions and stress in the English education system. Occupational Medicine, 68 (2), 129–134. https://doi.org/10.1093/occmed/kqy017ъ

14. Shanafelt T, Ripp J, Trockel M: Understanding and addressing sources of anxiety among health care professionals during the COVID-19 pandemic. JAMA 2020Crossref, Medline, Google Scholar

15. Shah K: Focus on mental health during the coronavirus (COVID-19) pandemic: applying learnings from the past outbreaks. Cureus 2020; 12: e740510.7759/cureus.7405Crossref, Medline, Google Scholar

16. Lee SM, Kang WS, Cho AR, et al.: Psychological impact of the 2015 MERS outbreak on hospital workers and quarantined hemodialysis patients. Compr Psychiatry 2018; 87:123–127 Crossref, Medline, Google Scholar

17. Maunder R, Lancee W, Rourke S, et al.: Factors associated with the psychological impact of severe acute respiratory syndrome on nurses and other hospital workers in Toronto. Psychosom Med 2004; 66:938–942 Crossref, Medline, Google Scholar

18. Han S., Shanafelt T. D., Sinsky C. A., et al. Estimating the attributable cost of physician burnout in the United States. Annals of Internal Medicine, 2019. Vol. 170 (11), pp. 784–790. doi: 10.7326 / M18–1422

19. Govorin N.V., Bodagova E. A. Mental health and quality of life of doctors. Tomsk, Chita: Ivan Fedorov; 2013.

20. Matyushkina E.Ya., Mikita O.Yu., Kholmogorova A. B. Burnout rate for resident physicians undergoing internship in an emergency hospital: evidence prior to the pandemic situation. Counseling psychology and psychotherapy. 2020; 28 (2): 46–69. https://doi.org/10.17759/ cpp.2020280203

21. Babanov S. A. Profession and stress: emotional burnout syndrome // Energy: economics, technology, ecology. 2010. No. 10. S. 74–79

22. Ostryakova N. A., Babanov S. A. Predicting Factors Affecting Mental Health and Burnout of Health Care Workers During the Novel Coronavirus Pandemic: Samara. 2020.–10 p.

23. Boyko V.V. Methodology for diagnosing the level of emotional burnout. Practical psychodiagnostics. Methods and tests / ed. D.Ya. Raigorodsky — Samara. Publishing house «BAHRAKH». 1998.

Среди профессионально обусловленных психических феноменов особое место отводится синдрому эмоционального выгорания [1, 2, 3, 4]. К. Маслач выгорание видит как разновидность рабочего стресса. Выгорание, пишет она, «в большей мере продукт плохих ситуаций, чем плохих людей» [5]. В то же время эмоциональное выгорание — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия [6, 7].

Пандемия коронавирусного заболевания оказала серьезное психологическое давление на медицинских работников (МР), перестроила обычный распорядок повседневной жизни и работы. Согласно отечественным и международным данным, высокий уровень нагрузки и угрозы заражения значительно повышают риск профессионального выгорания и эмоциональной дезадаптации [8, 9]. Повышенная нервно-эмоциональная нагрузка сопряжена с риском соматических и психических расстройств [10, 11, 12, 13].

Исследования показывают, что МР испытывают значительный стресс во время, а также хронический стресс после крупномасштабных вспышек [14, 15, 16], например такой, как вспышка тяжелого острого респираторного синдрома (ТОРС) в Торонто [17].

Выгорание среди врачей приводит к повышенному риску врачебной ошибки, ухудшению прогноза лечения, желанию сократить число часов работы вплоть до ухода из профессии [18]. При этом важно подчеркнуть, что уровень профессионального выгорания у МР был самым высоким среди специалистов помогающих профессий и до пандемии [19, 20]. Деятельность врача напрямую связана с вопросами жизни и смерти, определяющими высокую степень ответственности за другого человека. Неслучайно девизом врачей средневековья было выражение «Светя другим, сгораю сам» [21, 22].

Цель исследования — провести сравнительный анализ выраженности фаз синдрома эмоционального выгорания по Бойко В. В. и определить роль профессиональных факторов в формировании эмоционального выгорания у медицинских работников COVID-госпиталей (работающих в «красной зоне») (n=201); медицинских работников амбулаторно-поликлинической службы, оказывающих медицинскую помощь в условиях повышенного эпидемического порога по ОРВИ, гриппу и COVID-19 (n=186); медицинских работников стационаров, оказывающих медицинскую помощь по своему основному профилю и периодически выявляющих пациентов с заболеванием COVID-19 (n=195).

Для Цитирования:
Бабанов Сергей Анатольевич, Стрижаков Леонид Александрович, Острякова Наталья Александровна, Агаркова Анна Сергеевна, Значение профессиональных факторов в формировании стрессовых реакций у медицинских работников в период пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19 (по данным анкетного опроса). Терапевт. 2022;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: