Моральное сознание является неотъемлемой частью духовной сферы личности. Оно является регулятором поведения человека в разных жизненных ситуациях. Развитое моральное сознание присуще духовно богатой личности. Вместе с тем носители развитого морального сознания нередко имеют повышенную чувствительность и уязвимость по отношению к моральным травмам, которые часто являются основой семейных и иных конфликтов, тяжелых переживаний во взаимоотношениях между людьми разного возраста и социального положения.
Теория моральных или, если говорить шире, духовных травм остается недостаточно разработанной. В существующих систематиках психических травм отсутствует ясное представление о моральных травмах [9]. Недостаточно изучаются острые и затяжные психические травмы, затрагивающие моральную сферу личности, ее моральные ценности, в частности такие, как честь и достоинство человека, его нравственные и религиозные убеждения, чувство справедливости. Психиатрами мало изучаются связи и соотношения между нравственным и психическим здоровьем. Понятия духовного и нравственного здоровья, принятые в гуманитарных науках, не используются отечественными психиатрами. Большинство из них мало интересуется состоянием моральной сферы и нравственной характеристикой преморбидной и морбидной личности психически больных. Гуманитарные аспекты психиатрии, касающиеся отрицательных последствий деструкции моральной сферы личности, не привлекают внимание многих клиницистов, ориентированных на биологическую модель психических расстройств и их лечение. В связи с этим следует напомнить, что С.С. Корсаков, подразделяя причины психических заболеваний на предрасполагающие и производящие, первыми в ряду производящих причин называл моральные потрясения как один из частых поводов к душевным расстройствам и приводил соответствующие статистические данные, охватывающие свыше 7 тысяч психически больных из 12 психиатрических больниц [8].
Невротическая тревога трактовалась З. Фрейдом как реакция личности на угрозы «сверх-Я», основу которого составляют совесть и моральные убеждения, в ответ на чрезмерные требования со стороны бессознательного «Оно» [14]. Э. Фромм считал, что развитие многих невротических расстройств в значительной мере связано с этическими проблемами человека и трудностями их разрешения. По его наблюдениям, невротическая симптоматика часто возникает вследствие неразрешенных моральных конфликтов. Неудовлетворенные потребности в моральных и духовных ценностях, их подмена другими ценностями приводят нравственно развитых людей к нарастающему эмоциональному напряжению.