Для успешного выполнения своих обязанностей врач должен быть не только профессионально грамотным, но и обладать определенными моральными качествами. Нравственные требования к врачу стали складываться параллельно со становлением и развитием медицины. По-видимому, впервые они были сформулированы в трудах Гиппократа [7] и в индийских «Книгах жизни» – Аюр ведах [2].
Считается, что научно-технический прогресс в медицине и, в частности, внедрение новых медицинских технологий, обгоняет совершенствование нравственного уровня и этическую подготовку специалистов. Об этом нельзя забывать при обучении врачей. Альберт Эйнштейн писал: «Моральные качества замечательного человека имеют большее значение для его поколения и для исторического процесса, чем чисто интеллектуальные достижения. Эти последние сами зависят от величия духа, величия, которое обычно остается неизвестным» [14]. Эту же мысль в IV веке до нашей эры очень образно выразил Аристотель: «Кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед» [1]. Это положение относится ко всем профессиям, но особую значимость оно приобретает в клинической медицине, где соблюдение нравственных норм (медицинской этики) является неотъемлемой составной частью врачевания.
Как образно выразился основоположник отечественной онкологии и известный специалист в области врачебной этики проф. Н. Н. Петров, под медицинской этикой (медицинской деонтологией) «мы… должны разуметь учение о принципах поведения медицинского персонала не для достижения индивидуального благополучия или общепризнаваемой почтенности отдельных врачей и их сотрудников, но для максимального повышения суммы полезности и максимального устранения вредных последствий неполноценной медицинской работы» [12]. Другими словами, соблюдение положений медицинской этики позволяет врачу при наличии необходимого профессионального уровня полноценно выполнить свои профессиональные обязанности и значительно снизить вероятность ошибок.
Моральные аспекты отношения врача к больному в настоящее время получили более конкретное выражение благодаря разработке основных принципов и основных правил медицинской этики, которые логично вытекают из постулатов Гиппократа и существенно дополняют их. В 1989 г. Т. Бичамп и Дж. Чилдресс (Вeauchamp Т., Childress J.) сформулировали 4 основных принципа медицинской этики: не навреди, благодеяния (делай благо пациенту), уважения автономии пациента и принцип справедливости [16].