По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.253

Значение для врачевания соблюдения основных принципов медицинской этики

Саперов Владимир Николаевич д-р мед. наук, профессор, зав. кафедрой госпитальной терапии № 1 с курсом фтизиатрии Чувашского государственного университета им. И. Н. Ульянова, засл. врач РФ, sv_oreshnikov@mail.ru

В статье обосновывается практическое значение использования врачом в процессе своей деятельности основных принципов медицинской этики: главное – не навреди, делай добро, уважение автономии пациента и принципа справедливости.

Литература:

1. Аристотель. Сочинения. Т. 4. – М., 1983.

2. Аюр веды («Книги жизни»). Цит. Бородулин Ф. Р. // История медицины: Избранные лекции. – М.: Медгиз, 1961. – С. 36–62.

3. Биоэтика: принципы, правила, проблемы / под ред. Б. Г. Юдина. – М.: Эдиториал УРСС, 1998. – 470 с.

4. Введение в биоэтику: учеб. пособие под. ред. Б. Г. Юдина и П. Д. Тищенко. – М.: Прогресс-Традиция, 1998. – 382 с.

5. Власов В. В. Медицина в условиях дефицита ресурсов. 2-е изд. – М.: Триумф, 2000.

6. Грандо А. А. Врачебная этика и медицинская деонтология. – Киев: Выща школа, 1988. – 188 с.

7. Гиппократ. Избранные книги: пер. с греч. – М.: Изд-во биол. и мед. лит., 1936. – 736 с.

8. Губенко М. И. Правовые основы профессиональной этики медицинских работников // Медицинское право. – 2008. – № 4. – С. 17–21.

9. Иванюшкин А. Я. От этики Гиппократа к биоэтике // Медицинское право и этика. – 2004. – № 1. – С. 3–17.

10. Кассирский И. А. Об ятрогенных заболеваниях // Первая Всероссийская конференция по проблемам медицинской деонтологии. – М.: Медицина, 1970. – С. 55–64.

11. Кэмпбелл А., Джиллетт Г., Джонс Г. Медицинская этика. 2-е изд., исправленное / под. ред. Ю. М. Лопухина и Б. Г. Юдина: учеб. пособие для вузов. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007; пер. с англ. – 396 с.

12. Петров Н. Н. Вопросы хирургической деонтологии. – М.: Медгиз, 1948. – 63 с.

13. Черноруцкий М. В. Мудрые мысли о медицине и врачевании. Изречения, афоризмы, цитаты / Композиция проф. Я. С. Циммермана. Изд. 2-е. – Пермь, Изд-во Пермской медицинской академии, 1996. – 179 с.

14. Эйнштейн А. Афоризмы. Век XIX. Век XX. – М.: Рипол-Классик, 2000. – 725 с.

15. Эльгаров А. А. Медицинская этика и деонтология. – Нальчик: Изд-во Кабардино-Балкарского госуниверситета, 1985. – 49 с.

16. Beauchamp T. L., Childress I. F. Principles of Biomedical Ethics. // Oxford University. Press. – 1989. – № 4. – Р. 141–147.

17. Medical Ethics. A Guide for Health Professionals // Rock-ville, Maryland, 1988. – P. 522.

Для успешного выполнения своих обязанностей врач должен быть не только профессионально грамотным, но и обладать определенными моральными качествами. Нравственные требования к врачу стали складываться параллельно со становлением и развитием медицины. По-видимому, впервые они были сформулированы в трудах Гиппократа [7] и в индийских «Книгах жизни» – Аюр ведах [2].

Считается, что научно-технический прогресс в медицине и, в частности, внедрение новых медицинских технологий, обгоняет совершенствование нравственного уровня и этическую подготовку специалистов. Об этом нельзя забывать при обучении врачей. Альберт Эйнштейн писал: «Моральные качества замечательного человека имеют большее значение для его поколения и для исторического процесса, чем чисто интеллектуальные достижения. Эти последние сами зависят от величия духа, величия, которое обычно остается неизвестным» [14]. Эту же мысль в IV веке до нашей эры очень образно выразил Аристотель: «Кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед» [1]. Это положение относится ко всем профессиям, но особую значимость оно приобретает в клинической медицине, где соблюдение нравственных норм (медицинской этики) является неотъемлемой составной частью врачевания.

Как образно выразился основоположник отечественной онкологии и известный специалист в области врачебной этики проф. Н. Н. Петров, под медицинской этикой (медицинской деонтологией) «мы… должны разуметь учение о принципах поведения медицинского персонала не для достижения индивидуального благополучия или общепризнаваемой почтенности отдельных врачей и их сотрудников, но для максимального повышения суммы полезности и максимального устранения вредных последствий неполноценной медицинской работы» [12]. Другими словами, соблюдение положений медицинской этики позволяет врачу при наличии необходимого профессионального уровня полноценно выполнить свои профессиональные обязанности и значительно снизить вероятность ошибок.

Моральные аспекты отношения врача к больному в настоящее время получили более конкретное выражение благодаря разработке основных принципов и основных правил медицинской этики, которые логично вытекают из постулатов Гиппократа и существенно дополняют их. В 1989 г. Т. Бичамп и Дж. Чилдресс (Вeauchamp Т., Childress J.) сформулировали 4 основных принципа медицинской этики: не навреди, благодеяния (делай благо пациенту), уважения автономии пациента и принцип справедливости [16].

Для Цитирования:
Саперов Владимир Николаевич, Значение для врачевания соблюдения основных принципов медицинской этики. Справочник врача общей практики. 2015;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: