История данного промысла восходит к первой половине XIX в., когда в деревне Жостово, расположенной в 40 км от Москвы, и окрестных деревнях и селах возникли несколько мастерских по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше (шкатулки, портсигары, чайницы, сухарницы, поддоны, подносы и т.п.). Изначально наносимые на подносы изображения имели копийный характер (точные или вольные репродукции картин, гравюр, рисунков отечественных и европейских художников).
В это время в России все большую популярность у всех сословий завоевывал чай, существенно потеснивший такие напитки, как сбитень, медовуха, травяные настои. В связи с этим возник большой спрос на самовары, соответствующую посуду и аксессуары, в том числе и подносы. Красивые, но малопрочные жостовские изделия из папье-маше не выдерживали конкуренции с прочными сибирскими подносами, изготавливаемыми из металла, поэтому мастера из подмосковной деревеньки освоили технику изготовления металлических подносов и разработали технологию их росписи. К 1870– 1880-м гг. в Жостово сформировался свой собственный, уникальный стиль оформления подносов, базирующийся на традиционной русской народной росписи сундуков, прялок, берестяных туесов, тематически и стилистически связанный с финифтью, росписью по фарфору, цветочными мотивами набивных ситцев и павловопосадских платков, нидерландскими натюрмортами XVII в.
После революции 1917 г. жостовские мастерские вошли в состав объединения «Металлоподнос», и на изделиях тех времен появилась агитационная тематика. В 1960 г. объединение было реорганизовано в Жостовскую фабрику декоративной росписи, существующую по настоящее время. За почти 200-летнюю историю развития (официальная дата возникновения промысла — 1825 г.) жостовские подносы из утилитарных бытовых предметов превратились в самодостаточные декоративные изделия, а кустарное ремесло, служившее подспорьем традиционному земледелию, обрело статус уникального вида русского народного декоративно-прикладного искусства.