Интерес к концепциям жизненного цикла организаций (ЖСО) значительно увеличился. Об этом свидетельствует увеличение публикаций и научных работ по данной тематике [1]. Наиболее полно, на наш взгляд, подходы к исследованию жизненного цикла организации (ЖЦО) представлены в трудах профессора СПбГУ Широковой Г.В. [2]. В то же время следует опираться и на подход Б.З. Мильнера. В книге «Теория организации» он рассматривает концепцию ЖЦО неразрывно с концепцией жизненного цикла товара (ЖЦТ), где каждая стадия ЖЦО связана с объемом и качеством выпускаемой продукции, поэтому стоит учитывать взаимосвязь техники и технологий на предприятии. В этой связи производственные подразделения должны реагировать на изменяющуюся ситуацию оперативно [3]. Не менее важно использовать модель CMM (Capability Maturity Model), которая применяется для создания стандартов ISO, которые широко используются как в зарубежных, так и в российских компаниях. Использование стандартов ISO позволяет компаниям повышать операционную эффективность, а их внедрение доказывает, что компания соответствует международным стандартам [4].
Прежде чем описать и сравнить концепции ЖЦО, следует связать жизненный цикл организации и ЖЦТ, который она производит. В концепции ЖЦТ выделяются схожие этапы развития. Для предприятия важно понимать, когда и какой продукт перейдет в стадию спада, и именно в это время следует проводить анализ сбыта, доли издержек в операционной работе и рентабельности.
Помимо рентабельности и других экономических показателей, стоит учитывать ритмичность производства. Ритмичность производства – это показатель, который позволяет связать ЖЦТ с ЖЦО. Ритмичность производства – это своевременное выполнение планового объема продукции в указанный срок.
Сравним подходы исследователей к изучению ЖЦО. По мнению Широковой Г.В., количество стадий зависит от внешней среды, в которой организация функционирует. Она выделяет 3 стадии (кластера) развития предпринимательских фирм в России. Важно понимать, что количество стадий обусловлено тем, что самой старой компании не более 27 лет, а средний возраст предпринимательской фирмы 10 лет. На стадии становления организация находится от 1 года до 4 лет и ключевыми задачами являются создание деловой репутации и решение кадровых вопросов. Доля рынка на этом этапе растет незначительно, а объем продаж в среднем достигает 100 тыс. долл. США при росте продаж в 10–30 % [5]. На первом этапе, на этапе предпринимательства Мильнер Б.З. описывает деятельность собственника, когда он самостоятельно осуществляет всю функциональную и оперативную деятельность, от принятия решений до закупки материала, комплектующих и осуществление продаж. На данном этапе объем продаж очень мал, в этой связи предприниматель не может нанимать к себе в штат подчиненных сотрудников. Тем не менее, он может полностью контролировать процесс создания продукции или предоставления услуги. Изучая труды Широковой Г.В. и книгу «Теория организаций» Мильнера Б.З., можно заметить, что «этап предпринимательства» не соответствует первому кластеру, который был эмпирически определен. В этой связи к этому кластеру также можно отнести второй этап ЖЦО, который выделил Мильнер Б.З.