По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 519.6

Жизненный цикл информационных систем

Шайтура С.В. канд. техн. наук, доцент, Почетный геодезист, академик, Международная академия информатизации; чл.-корр., Российская академия космонавтики им. К.Э. Циолковского (РАКЦ), чл.-корр., Международная академия наук педагогического образования (МАНПО); ректор, Институт гуманитарных наук, экономики и информационных технологий, г. Бургас, Болгария

Рассмотрены модели жизненных циклов информационных систем. Показана стереотипная модель жизненного цикла. Описаны разные модели жизненных циклов. Рассмотрена спиральная модель жизненного цикла. Описаны методы оценки жизненного цикла.

Литература:

1. Дик В.В., Шайтура С.В. Жизненный цикл информационных систем // Славянский форум. 2012. — № 1(1).— С. 180-189.

2. Дик В.В. ИТ-стратегия как инс трумент обратной связи в развитии бизнеса // Прикладная информатика. — 2009. — № 1. — С. 22–29.

3. Дик В.В., Уринцов А.И. О компьютерных системах формирования знаний и поддержки принятия решений на базе EPSS (ELECTRONIC PERFOMANCE SUPPORT SYSTEM) // Программные продукты и системы. — 2000. — № 1. — С.3.

Совокупность стадий и этапов, которые проходит ИС в своем развитии от момента принятия решения о создании системы до момента прекращения функционирования системы, называется жизненным циклом ИС [1-3].

Полный жизненный цикл информационной системы включает в себя, как правило, основные макроэтапы: планирование, приобретение или разработка, внедрение, эксплуатация и сопровождение.

Жизненный цикл носит итеративный характер: реализованные этапы жизненного цикла, начиная с самих ранних, циклически повторяются в соответствии с новыми требованиями и изменениями внешних условий. На каждом этапе жизненного цикла формируется набор документов и технических решений, которые являются исходными для последующих решений.

Модель жизненного цикла - структура, содержащая процессы, действия и задачи, которые осуществляются в ходе разработки, функционирования и сопровождения программного продукта в течение всей жизни системы, от определения требований до завершения ее использования.

Наибольшее распространение получили три модели жизненного цикла информационной системы: каскадная, поэтапная, спиральная.

Для того чтобы иметь хорошую информационную систему, необходимо планировать ее создание. Процесс планирования должен начинаться с оценки текущей ситуации, определения миссии информационной системы, интенсивности использования информации, пользователей, оценки среды организации, места на рынке, ее сильных и слабых сторон, выработки стратегии, которая должна лечь в основу бизнес-плана по созданию информационной системы.

При планировании производится:

- анализ стратегии развития бизнеса;

- формирование стратегического бюджета в соответствии со стратегией бизнеса;

- выбор стратегии автоматизации;

- анализ стратегических требований к системе (AS IS);

- определение стратегических свойств ИС (функционал и качество) (AS TO BE);

- выработка решения о способе приобретения информационной системы;

- формирование бизнес-плана проекта, определение ресурсов: времени и денег;

- выработка стратегии развития информационной системы.

Стратегия – это управленческий план, направленный на укрепление позиций организации, удовлетворение потребностей ее клиентов и достижение определенных результатов деятельности.

Причинами начала стратегического планирования являются:

- существование информационных систем, которые не справляются с решением требуемых задач или не могут адаптироваться под изменения внешнего окружения;

- начало осуществления бизнес-планирования объединения двух или более компаний по бизнес-процессам и информационным системам;

- озабоченность вопросами качества и потеря конкурентных преимуществ;

- смена руководителей компании;

- производственные подразделения компании ставятся перед необходимостью формирования комплексных продуктов (чаще для корпоративных клиентов);

- «нескончаемые» расходы на информационные технологии;

- уменьшение масштабов деятельности компании;

- реструктуризация и выход на международный рынок;

- Бизнес-планирование деятельности компании без учета информационных систем.

Вне зависимости от причин начала стратегического планирования, его цели в основном одинаковы: эффективное управление дорогим и критическим активом организации, повышение уровня коммуникаций между бизнес- и ИТ-организациями, объединение ИТ-направления и бизнес-направления развития, планирование потоков информации и процессов на предприятии, рациональное и эффективное выделение ИТ- ресурсов, уменьшение времени и затрат на жизненный цикл ИС.

Способ приобретения или разработки информационной системы – это последовательность действий от определения и формализации потребностей в информационной системе до момента, пока ИС не будет внедрена на предприятии.

Информационная система может быть создана самостоятельно организацией, разработана на заказ, куплена, куплена и доработана или взята в аренду (аутсорсинг).

Недостатком самостоятельной разработки является необходимость создавать команду, либо отрывать от работы текущих сотрудников ИТотдела. При этом часто учитываются пожелания руководства в ущерб качеству разработки. Проект может захлебнуться из-за нехватки квалификации внутренних специалистов и других ресурсов, ухода ведущих специалистов. Недостатком самостоятельной разработки является также плохая документированность системы. Есть вероятность, что разработка не закончится никогда.

Аутсорсинг (использование ресурсов сторонних организаций в процессе обеспечения собственной деятельности) обычно имеет следующие цели: снижение издержек; сокращение сроков выполнения работ (при загруженности штатных информатиков); решение задач автоматизации при невозможности выполнения этого штатными ИТ-сотрудниками.

При использовании модели аутсорсинга появляется возможность сосредоточиться на главном (на основном направлении деятельности), получить помощь в реинжиниринге и реорганизации, повысить качество обслуживания клиентов, получить доступ к новейшим техническим знаниям, к новым технологиям и инструментам, использовать опыт и наработки профессионалов. Использование соглашения о качестве услуг (SLA) конкретизирует отношения сторон. Одновременно аутсорсинг дает возможность использовать выходящие из моды продукты и избежать обучения ИT-сотрудников, уменьшив себестоимость разработки ИС. Важным является и диверсификация рисков, и возможность точного расчета стоимости ИТ-проекта, при этом штат ИТ-сотрудников остается неизменным. Однако диверсификация рисков дополняет риски самого аутсорсинга. К ним относятся риски нестабильности подрядчика (надежность компании, финансовая устойчивость и т.д.), снижения качества услуг и роста цены (доверие к подрядчику может не оправдаться, а рост затрат может увеличиваться при изменении бизнеса), риск утери конфиденциальности. В особенности это актуально в SaaS- аутсорсинге. Есть и ограничения для ИТ-аутсорсинга, нельзя аутсорсить стратегические или конкурентные преимущества, личные контакты с клиентами, ну и, наконец, штатные сотрудники могут уйти с предприятия, потеряв мотивацию.

Если не говорить об аутсорсинге разработок ИС, то ИТ-аутсорсинг – это либо ASP (Application Service Providing), либо аутсорсинг бизнес-процессов по модели SaaS (Soft as a Service). Можно считать, что ASP - прообраз SaaS. Есть даже мнение, что SaaS — это та же модель, но с новым названием, взятым из маркетинговых соображений. Но скорее можно говорить о том, что SaaS — это реализации ASP на новом технологическом и бизнесуровне, выделив при этом несколько моментов.

SaaS в отличие от ASP, ориентированной на крупных клиентов, нацелена на средний и малый бизнес. При этом SaaS-поставщик должен решать вопросы интеграции своего сервиса в ИТ-систему заказчика. И заинтересован в повышении эффективности своей внутренней работы. У этой модели есть много преимуществ: использование ИС возможно сразу после заключения договора и оплаты; обслуживание и эксплуатация ИС осуществляется подрядчиком; при проблемах с ИС на предприятии или переездах, или ремонте помещений работа ИС не прерывается; да и внедрение заключается в обучении персонала, не требуя первоначальных инвестиций. Модель SaaS как альтернатива локальной установке ИС на площадке заказчика или ASP использует интернет-доступ и режим multi-tenant (множественная аренда). Один экземпляр ИС используется для одновременного обслуживания нескольких заказчиков. SaaS-провайдер берет на себя полную ответственность за масштабируемость сервиса, в том числе развертывание, управление и поддержку ИС на всех этапах ее жизненного цикла. Software as a Service (SaaS) представляет собой такую форму продажи ИТ, при которой поставщик приложения не только создает его, но и предоставляет потребителям доступ к программному обеспечению через Интернет не в виде аренды приложения, а в виде аренды готового бизнес-процесса, за использование которого он платит абонентскую плату. Ее размер зависит от объемов обработки данных арендованным приложением. SaaS представляет клиенту не ИС в целом, а реализацию бизнес-процессов. И, если ASP ориентирован на крупных корпоративных клиентов, то SaaS же, благодаря широкополосному Интернету, - на любого корпоративного пользователя. При этом SaaS-поставщик обеспечивает интеграции сервиса в ИС-заказчика. Потребителю по большому счету безразлично, на каком именно продукте он работает. Пользователя интересуют потребительские свойства процесса и тот результат обработки данных, которую он заказал. При этом техническое обеспечение и само приложение обслуживается поставщиком и понятно для потребителя.

Установка ИС в организации не требуется, то есть меняется трактовка жизненного цикла ИС и, таким образом, и совокупная стоимость владения, ее структура. Не требуются затраты на приобретения железа (серверов, например), вообще платформы для установки ИС, не требуется приобретение самого продукта, не требуется и поддержка эксплуатации (сопровождение), ее берет на себя поставщик приложения (как и ИТриски). Затраты на развитие и продукта, и всей ИТ-инфраструктуры потребителю тоже не нужны.

При внедрении нет необходимости его детального планирования, программирования. При этом существует возможность одновременной настройки ИС совместно с клиентом и ее использования. А за счет раннего начала эксплуатации снижаются риски ошибок проекта.

При эксплуатации приложения клиент может быстро адаптировать ИС при изменении бизнеса и оперативно получает обновления [Дмитрий Коростелев SaaS Workfl ow Systems www.saasws.ru].

Модель совокупной стоимости владения для SaaS приобретения ИС должна включать операционные, интеграционные и транзакционные расходы. Таким образом, под совокупной стоимостью владения понимается сумма прямых, косвенных и прочих затрат, которые несет владелец системы за период жизненного цикла системы. В совокупности они включают затраты на приобретение информационной системы, на оборудование и программное обеспечение, а также на обновление. Затраты на эксплуатацию включают управление задачами (ИС и сетью), поддержку работоспособности системы и разработку инфраструктуры и бизнес-приложений. К прочим затратам относятся создание сетевых коммуникаций (удаленный доступ, Internet, клиентский доступ) и управление, и поддержка эксплуатации и сопровождение.

Хорошим примером SaaS-услуг является электронная почта, при использовании которой потребителю принадлежит лишь информация, хранящаяся у поставщика услуг. Но при общей эйфории по поводу SaaS-услуг следует отметить, что наиболее распространенный вид приложений – ERP - используется в виде аренды бизнес-процессов менее всего. А вот аренда антивирусных приложений, CRM, СЭД, складской учет, системы проектами и системы совместной работы в SaaS в России уже прижились. Первый проект по модели SaaS компания «АйТи» (www.it.ru) выполнила весной 2007г., предоставив доступ к CRM-системе. В июле 2008 г. появилась аренда HRM-системы «БОСС-Кадровик». Стоимость аренды в ней трех рабочих мест - 133 200 руб. в год, тогда как годовая общая стоимость владения (TCO) трех рабочих мест собственной HRM-системы, внедренной по традиционной модели, может составлять около 900 тыс. руб. TCO учитывает затраты на обновление HRM-системы, амортизационные отчисления на сервер (исходя из нормы амортизации сервера, равной двум годам), стоимость обновлений серверной СУБД для трех рабочих мест, а также годовой фонд оплаты труда ИТ-специалиста (исходя из средней заработной платы 30 тыс. руб.). Конечно, все эти затраты можно оптимизировать, но, по оценкам специалистов, аренда HRM-системы обойдется как минимум в 2,5 раза дешевле, чем содержание собственного приложения [форум Cnews, январь 2011 г.].

Внедрение информационной системы - это инсталляция и настройка оборудования и программного обеспечения, полученного от разных поставщиков и сдача системы в промышленную эксплуатацию.

В общем случае процесс внедрения состоит из ряда организационных действий, подготовительных работ технического и административного плана тестовой (опытной) и промышленной эксплуатации.

Начало рабочей эксплуатации является самым критическим моментом в проекте. Существует несколько стратегий внедрения: параллельное использование, скачок, пилотный проект, узкое место.

На фазе ввода системы в эксплуатацию проводятся испытания, идет опытная эксплуатация системы в реальных условиях, ведутся переговоры о результатах выполнения проекта и о возможных новых контрактах. Основные виды работ: комплексные испытания, подготовка кадров для эксплуатации создаваемой системы, подготовка рабочей документации, сдача системы заказчику и ввод ее в эксплуатацию, сопровождение, поддержка, сервисное обслуживание, оценка результатов проекта и подготовка итоговых документов, разрешение конфликтных ситуаций и закрытие работ по проекту, накопление опытных данных для последующих проектов, анализ опыта, состояния, определение направлений развития.

Потребность доработки системы возникает в случаях когда эксплуатация системы показала, что планируемые цели не достигнуты, изменились потребности бизнеса.

Вывод системы из эксплуатации и замещение ее новой желательно производить по следующей схеме. После того как новая система выбрана и до момента времени ввода в эксплуатацию новой системы, должна быть сформирована и реализована процедура вывода системы из эксплуатации. После завершения вывода системы из эксплуатации новая система должна выполнять все возложенные на нее функции.

Язык статьи:
Действия с выбранными: