Совокупность стадий и этапов, которые проходит ИС в своем развитии от момента принятия решения о создании системы до момента прекращения функционирования системы, называется жизненным циклом ИС [1-3].
Полный жизненный цикл информационной системы включает в себя, как правило, основные макроэтапы: планирование, приобретение или разработка, внедрение, эксплуатация и сопровождение.
Жизненный цикл носит итеративный характер: реализованные этапы жизненного цикла, начиная с самих ранних, циклически повторяются в соответствии с новыми требованиями и изменениями внешних условий. На каждом этапе жизненного цикла формируется набор документов и технических решений, которые являются исходными для последующих решений.
Модель жизненного цикла - структура, содержащая процессы, действия и задачи, которые осуществляются в ходе разработки, функционирования и сопровождения программного продукта в течение всей жизни системы, от определения требований до завершения ее использования.
Наибольшее распространение получили три модели жизненного цикла информационной системы: каскадная, поэтапная, спиральная.
Для того чтобы иметь хорошую информационную систему, необходимо планировать ее создание. Процесс планирования должен начинаться с оценки текущей ситуации, определения миссии информационной системы, интенсивности использования информации, пользователей, оценки среды организации, места на рынке, ее сильных и слабых сторон, выработки стратегии, которая должна лечь в основу бизнес-плана по созданию информационной системы.
При планировании производится:
- анализ стратегии развития бизнеса;
- формирование стратегического бюджета в соответствии со стратегией бизнеса;
- выбор стратегии автоматизации;
- анализ стратегических требований к системе (AS IS);
- определение стратегических свойств ИС (функционал и качество) (AS TO BE);
- выработка решения о способе приобретения информационной системы;
- формирование бизнес-плана проекта, определение ресурсов: времени и денег;