Минтранс разработал стратегию, которой государство будет придерживаться в развитии транспортной отрасли вплоть до 2030 г. Долгосрочный прогноз учитывает макроэкономические и технологические изменения в России и мире.
Основные посылы стратегии — повышение цифровизации в транспортной отрасли, нацеленность на заботу об экологии, увеличение скорости перевозок и сокращение рисков. Эти постулаты будут определять развитие транспортной логистики в ближайшее десятилетие.
Общий вектор известен, а первые мероприятия в его поддержку уже стартовали. Например, инициатива законодателя об обязательном переводе транспортных документов в электронный формат. Другие активности запланированы или обсуждаются.
Не только транспортная стратегия, озвученная Виталием Савельевым, будет определять развитие логистического рынка в 2022 г. На ситуацию также влияют мировые тенденции: экономические, политические, эпидемиологические. По каким трендам будет развиваться логистика в грядущем году?
Ожидается, что внедрение электронного документооборота (ЭДО) в части перевозок в два раза повысит производительность логистической сферы.
Уже сейчас опубликованы нормативно-правовые акты, закрепляющие возможность обмениваться транспортными накладными в электронном формате. С 1 марта 2023 г. использование электронных транспортных накладных (ЭТрН) может стать обязательным. Следующий этап — цифровизация путевых листов, сопроводительных ведомостей, заказ-нарядов.
До грядущей обязательности остается не так много времени, поэтому часть компаний начнут перестраивать бизнес-процессы уже в 2022 г. Те, кто затянут переход на ЭДО, рискуют не только не успеть в срок, но и недополучить выгоды: отправлять и хранить электронные документы значительно дешевле, чем бумажные, а обрабатывать — быстрее и прозрачнее.
Одно из проявлений цифровизации — использование беспилотных автомобилей в сфере грузоперевозок. В качестве эксперимента их планируют запустить на М11 — скоростной автодороге, соединяющей Москву и Санкт-Петербург.