По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Жилищное строительство: этапы и цели

Нацпроект «Жилье и городская среда» разработан в рамках указа президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года». В его структуру заложены четыре федеральных проекта: «Ипотека», «Жилье», «Формирование комфортной городской среды», «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда». В рамках нацпроекта предстоит увеличить объемы жилищного строительства, повысить доступность ипотечного кредитования, улучшить качество городской среды и сократить аварийный жилой фонд. Замминистра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Никита Стасишин заявил, что одной из задач национального проекта «Жилье и городская среда» является увеличение объемов жилищного строительства до 120 млн квадратных метров жилья к 2024 году. «К 2024 году мы должны строить 80 млн индустриального жилья (многоквартирные дома) и 40 млн индивидуального жилищного строительства. Сегодня по итогам 2017 года объем ввода жилья составил 79,2 млн квадратных метров, из которых 46 млн — многоквартирные дома. То есть мы должны в итоге в два раза увеличить объемы жилищного строительства», — сказал Стасишин. По словам замминистра, «нужно максимально развивать весь объем жилищного строительства и все его направления». «Не только нужно строить многоквартирные дома, нам необходимо развивать индивидуальное жилищное строительство, и малоэтажное жилищное строительство, и деревянное домостроение. На это на всё в регионах, где не хватает стоимости квадратного метра, необходимы те субсидии и те механизмы, которые сегодня есть и внедряются Минпромторгом вместе с нами», — сказал он. Замминистра сообщил о прогнозе Минстроя о снижении объемов ввода жилья в России в 2021 году из-за перехода на систему финансирования с применением счетов эскроу. «На 2021 год мы спрогнозировали падение на 5 %, чтобы отрасль могла трансформироваться к новым реалиям жилищного строительства», — сказал Стасишин, напомнив, что с середины 2019 года счета эскроу станут обязательны для привлечения средств по всем новым проектам жилищного строительства. Представляем некоторые оценки реализации федеральных проектов.

ПРИВЕДЕМ В ПОРЯДОК БОЛЕЕ 450 ГОРОДОВ

Антон СИЛУАНОВ, первый заместитель председателя правительства Российской Федерации — министр финансов Российской Федерации

В Государственной Думе на встрече с первым вице-премьером А. Силуановым председатель думского Комитета по жилищной политике и ЖКХ Г. Хованская задала вопрос: «Площадь аварийного жилищного фонда, выявленного после 2012 года, составляет 13,9 млн квадратных метров, вместе с тем по проекту «Жилье и городская среда» до 2024 года предусматривается введение всего 9,5 млн квадратных метров, то есть не всё аварийное жилье будет ликвидировано и не будет выполнена задача, поставленная президентом.

На цели переселения граждан до 2021 года планируются средства в сумме 106,3 млрд, а на городскую среду — 133,6 млрд. При наличии жилья, угрожающего безопасности граждан, бюджет должен обеспечить ликвидацию всего аварийного фонда, а благоустройство городов не связано с угрозой безопасности граждан и не может быть приоритетом по отношению к ликвидации аварийного фонда. Возможно ли увеличить средства на ликвидацию аварийного жилья за счет уменьшения средств на городскую среду либо предусмотреть дополнительные средства?»

Действительно, вопрос этот очень острый — почему? Потому что, казалось бы, мы предыдущие шесть лет решали проблему аварийного жилья, его площадь была около 12 млн квадратных метров, но за шесть лет этот показатель опять вырос, теперь площадь составляет более 13 млн квадратных метров. Здесь многое зависит и от субъектов Российской Федерации, и от муниципалитетов. Что происходит? Как правило, аварийное жилье — это жилье, находящееся в центре города, это очень дорогая земля, дорогая недвижимость, и многие наши муниципальные работники, по сути дела, признают это жилье аварийным, сносят его, строят торговые центры, а потом, естественно, увеличивается потребность в дополнительном строительстве жилья для тех, кто попал под переселение.

Нужно все-таки очень четко определить, что такое аварийное жилье, четко это прописать, прописать определенные ограничения, с тем чтобы при сносе в центре аварийного дома на его месте не возникал торговый центр, а появлялось либо жилье, либо какие-то общегородские парки, общегородские территории, и это тоже серьезно изменит ситуацию. Это первое.

Второе. Конечно, мы будем искать дополнительные источники, чтобы решить эту проблему. Я уже докладывал, что предусмотрено 106 млрд рублей на трехлетку на решение этой проблемы и не меньше, а еще больше будет в следующей трехлетке. Давайте вместе посмотрим по ходу реализации этой программы: будут у нас финансовые возможности — будем добавлять на реализацию этой программы, чтобы не обременять субъекты, чтобы не за счет субъектов, а за счет дополнительной поддержки решать эту задачу.

Следующее направление, которое тоже учтено в проекте бюджета, — это обеспечение более качественным жильем и улучшение городской среды. К 2024 году жилищные условия должны быть улучшены ежегодно для 5 млн семей (сегодня этот показатель — 3 млн семей). Мы предусматриваем дополнительные меры поддержки — какие основные инструменты? Это доступность ипотеки. У нас ипотека сегодня развивается достаточно высокими темпами, мы планируем и дальше продолжить развитие этого направления, и основная задача — обеспечить ставку по ипотечным кредитам на уровне до 8 % годовых.

В рамках этого же направления мы продолжим заниматься расселением граждан из аварийного жилья. Только на предстоящую трехлетку в федеральном бюджете предусмотрено 106 млрд рублей на эти цели. Вместе с субъектами Российской Федерации будет продолжена соответствующая программа, условия предоставления финансовой помощи будут скорректированы, мы будем стимулировать субъекты Российской Федерации вместе с федеральным центром решать эти проблемы, чтобы они не накапливались, как это было в предыдущие годы, а чтобы, наоборот, объемы аварийного жилья сокращались.

Городская среда. Рост объемов строительства жилья должен сопровождаться развитием городов и улучшением экологической обстановки в них. За шесть лет предусматривается привести в порядок более 450 российских городов. Мы начали эту программу с подачи Государственной Думы, с подачи парламента, увидели, насколько эффективна эта программа, к ее реализации привлекаются и субъекты Российской Федерации, и, что самое главное, граждане. И эта программа будет расширена: будет задействовано большее количество городов и увеличены объемы ресурсов. Кроме того, значительные ресурсы будут направлены и на решение экологических проблем, об этом мы с вами тоже говорили: будут ликвидированы свалки в городах, будет улучшена экологическая обстановка в городах, уровень загрязнения воздуха в которых превышает все предельно допустимые нормы, — на эти цели также выделяются ресурсы в рамках специального проекта по экологии.

СВОЙ ДОМ НА СВОЕЙ ЗЕМЛЕ

Олег НИЛОВ, заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия» в Государственной Думе

Если бы была возможность у Государственной Думы законом принимать национальный проект, который обсуждаем, то лично я задал бы много вопросов, сделал бы много поправок и в этом виде не голосовал бы за представленный проект. Но раз это проходит без Государственной Думы, сегодня мы только можем, что называется, принимать к сведению и по хвостам задавать вопросы и какие-то предложения, что я сейчас и постараюсь сделать.

И в названии, и в цифрах речь идет о городском жилье, хотя упоминались вскользь какие-то показатели цифровые, сколько на индивидуальное жилищное строительство будет чего-то потрачено, но выход на грани погрешности — 33, 37 сейчас и так до 40 за все эти годы. Это притом что сегодня строится 46 млн квадратных метров в городе, значит, через эти годы будет обеспечен этой программой колоссальный дисбаланс. Представляете, что происходит? А кто дал такое разрешение? Кто принимал стратегическое решение? Были только намеки об урбанизации, агломерации.

Перевожу: втягивание остатков сельского населения, остатков еще тех средств, которые туда сегодня поступают в города, в 10, 15 агломераций и всё. Что будет с землей российской? Свято место пусто не бывает. Для кого вы ее освобождаете?

Скажите, пожалуйста, почему нельзя в самой большой стране мира использовать эту землю, которая пропадает, зарастает сегодня миллионами гектар. Это не Япония и не Сингапур. Почему нельзя здесь сделать Швейцарию для наших людей? Почему им нужно в эти катакомбы, в эти джунгли, третье, пятое кольцо застраивать? Объясняю почему: потому что, попадая в эту кабалу через эту ипотеку, их дети, их внуки будут в этой же кабале. Выросли они в двух-, трехкомнатной квартире, через 20 лет они пойдут и понесут деньги в банки.

Кстати, по банкам. 95 %, это моя информация, 95 % ипотеки идет на жилье. Смотрите, даже слово-то какое. Помните, Иван Васильевич, «житие мое», вот жилье мое. Нормальный человек хочет жить в доме, но 95 % сегодня ипотеки идет на строительство вот этого жилья городского и 5 % — на ИЖС.

Я удивляюсь, каким фантастическим образом наши люди еще умудряются сегодня соблюдать баланс практически. Но через 5–7 лет, конечно, этого не будет. Я задаю вопрос: почему нельзя развивать программы ипотеки для индивидуального жилищного строительства, ведь это, во-первых, в разы большая площадь. Во-первых, это использование наших лесов, деревянное домостроение. Куда лес бережем, для кого бережем? А, во-вторых, стоимость в разы меньше, то есть большие площади, со своим домом, со своим садом, со своей мечтой, здоровым образом жизни и здоровым питанием. Вот это для кого вы хотите оставить, только чтобы Рублевка жила вольготно, весело на Руси?

Поэтому мое предложение, я не просто критикую, говорю, необходимо вот к четырем программам сюда добавить еще одну программу «Одноэтажная Россия». В чем суть идеи?

Дороги будут построены, слава богу, 11 трлн рублей выделено именно на региональные и местные дороги в ближайшие годы. Вдоль этих дорог как раз я и предлагаю пролонгировать действие вот этого эксперимента, который сегодня идет на Дальнем Востоке, и раздавать землю здесь, в Центральном, Северо-Западном федеральных округах, в Сибири. Вот вдоль этих дорог надо раздать землю людям по гектару, ближе к городам, полгектара, не меньше.

Следующий момент, вот здесь нужна ипотека. Для того чтобы построить дом на этой земле своей, имеется в виду переданной пока в аренду долгосрочную, через какие-то годы можно будет освоить, перевести в собственность, но это уже своя земля.

Конечно, кроме дороги, вдоль которой, если дорога современная и электрические сети есть, нужно только одно — нужна ипотека под эти 7 %.

Банк, конечно же, против того, чтобы давать ипотеку под ИЖС. Но есть ход, который и предлагаю. Это строение должно быть произведено на промышленных предприятиях конвейерного типа, сборно-разборные. Потому что, во-первых, строится очень быстро, буквально за два месяца. А, во-вторых, это условие банкиров, мы готовы на него пойти: в случае неоплаты ипотеки этот дом теоретически может быть разобран, увезен, передан другому ипотечному владельцу. Это для того, чтобы этот механизм заработал.

По-другому? Давайте по-другому, я за то. Но без решения вот этого вопроса мы не решим многих социальных, демографических проблем. И даже пенсионная проблема — это проблема, которую нужно решать, не переучивая предпенсионеров на какие-то другие профессии, не заставляя их работать дворниками, уборщицами на старости лет. Дайте им землю, дайте им этот свой дом, свой сад, свою маленькую ферму…

РАССЕЛЕНИЕ АВАРИЙНОГО ФОНДА ПРОДОЛЖИТСЯ

Максим ЕГОРОВ, советник министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ

Программа «Расселение аварийного жилого фонда» активно развивалась последние 10 лет. К сожалению, эта программа закончила свое действие в 2018 году. Остались, как мы их называем, «двоечники» — 21 регион, которые производят расселение, которые не смогли это сделать до 1 января 2017 года. И есть у нас «отличники» — это 30 субъектов Российской Федерации, которые за свои собственные средства продолжают расселять жилой аварийный фонд.

К сожалению, аварийный фонд не сокращается, а увеличивается. Поэтому было принято решение продолжить те программы, которые были раньше, помогать субъектам Российской Федерации федеральными деньгами. Исходя из этого, родились цели и задачи указа президента и также наш проект. В рамках подготовки проекта мы, конечно, много смотрели и анализировали тот опыт и те мероприятия, которые регионы реализовывали. Они легли в основу мероприятий. Хотел бы остановиться на цифрах, которые заложены в нашем национальном проекте.

На расселение аварийного фонда в 2019–2024 годах планируется потратить 507 млрд рублей, из них федеральных денег 431,9 млрд рублей, региональных бюджетов 67,8 млрд рублей. И хотел бы здесь не удивляться столь малой цифре. Мы прогнозируем пока такой низкий уровень внебюджетных средств. Это 7,3 млрд рублей. Но мы планируем вводить те механизмы и будем их делать вместе с регионами, которые позволит объем внебюджетных источников увеличить и тем самым увеличить объем переселения граждан.

С учетом согласованных с Министерством финансов графиком финансирования проекта мы планируем, что в период 2019–2024 годов расселим 531 тыс. человек, которые проживают в жилом аварийном фонде площадью 9,5 млн квадратных метров.

Теперь о механизмах, которые предлагаются. Мы хотим разбить процесс данного мероприятия на три этапа. На первом мы хотим продлить те механизмы, которые у нас действовали до и действуют сейчас. Они основаны на Жилищном кодексе. В первую очередь гражданам, проживающим в аварийных домах по договорам соцнайма, предоставлять равнозначное жилье тоже на основании социального найма. Собственникам помещений, которые живут в аварийном фонде, предоставлять такое же жилье.

Повторюсь, мы очень много анализировали опыт положительных и отрицательных регионов в рамках реализации программ. И мы предлагаем на втором этапе, который заключается до 1 июля 2019 года, внести большое количество изменений в законодательные и нормативно-правовые акты, которыми будут закрепляться новые механизмы расселения.

Много говорится о том, что надо менять критерии признания домов аварийными. Действительно, мы эту работу уже начали, мы ее ведем. Планируем, что в начале этого года ужесточим или изменим, уточним правила, критерии признания домов аварийными.

Вся программа расселения аварийного фонда осуществлялась за федеральные деньги через Фонд реформирования ЖКХ. Мы предлагаем подготовленный законопроект в ближайшее время внести в Государственную Думу и продлить жизнь Фонда реформирования ЖКХ до 2026 года.

Мы предлагаем не просто ввести понятие «ветхий дом», а ввести новые правила и порядок капитального ремонта данных домов, возможно, выделять отдельные подпрограммы в программах капитального ремонта, а также ввести отдельный контроль за состоянием домов, чтобы нам оперативно реагировать на те конструктивные элементы данного ветхого дома, что необходимо в первую очередь сделать.

Также будет уточнен порядок сноса аварийных домов, уточнение порядка использования земельных участков. Мы знаем историю, которая была в некоторых субъектах, когда за федеральные деньги сносились аварийные дома и потом эти земли расторговывались по каким-то отдельным правилам. За счет федеральных денег на них строились развлекательные центры и шла иная коммерческая застройка.

В первую очередь данные земли будут использоваться и застраиваться опять же домами в рамках расселения. Также, возможно, эти территории должны отойти на общественные территории, парки, скверы.

Если все-таки муниципалитет считает, что данная земля должна использоваться в коммерческих целях, то мы будем настаивать, чтобы при порядке финансирования этих мероприятий регион возвращал или направлял эти деньги на расселение аварийного фонда в том объеме, на который были потрачены федеральные деньги или региональные на расселение данного аварийного фонда. То есть, чтобы не было игры с землей, а это во многих субъектах происходит.

Также необходимо отметить, что мы будем вводить такое понятие, как предоставление жилья на условиях социальной ипотеки. Ряд субъектов Российской Федерации сейчас это использует достаточно удачно. И мы это будем закреплять на уровне законодательства.

Очень важная тема — она сейчас не очень хорошо у нас идет — это программа развития застроенных территорий. За счет усовершенствования порядка этих программ мы даже думаем привлечь дополнительные внебюджетные источники в целях расселения аварийного фонда, поэтому это один будет из механизмов привлечения внебюджетных источников.

Весь этот комплекс мероприятий, комплекс механизмов мы предлагаем сделать как опцию для всех субъектов Российской Федерации. И в зависимости от каких-то территориальных особенностей бюджета субъекты, возможно, будут применять конкретно какой-то механизм или комплекс механизмов, исходя из того, чтобы достичь максимального эффекта по расселению аварийного фонда.

Никого заставлять не будем. Мы будем предлагать минимальные правила и критерии, как это нужно сделать. Дальше регион должен будет сам выбирать, что он может сделать.

Но мы прогнозируем на третьем этапе или после второго этапа вводить корректирующие коэффициенты для представленных лимитов в части федеральных денег в зависимости от того, как регионы используют те или иные критерии.

И третий этап — это 2023 год. Мы проанализируем то, что будет сделано за этот период, и уже выйдем на постоянно действующие механизмы по расселению аварийного фонда, что у нас закреплено и указами, и теми поручениями, которые есть.

Язык статьи:
Действия с выбранными: