По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Жесткие реалии

В сентябре 2020 г. в очно-дистанционном формате состоялись заседания рабочей группы Национального совета при Президенте Российской Федерации по развитию системы оценки квалификаций, а также заседание самого Нацсовета под председательством президента Российского союза промышленников и предпринимателей Александра Шохина. Ответственные за построение новой системы подготовки кадров эксперты признают: синхронизация современных профессиональных и образовательных стандартов идет непросто.

Встреча в формате рабочей группы прошла под председательством главы рабочей группы, заместителя председателя правления ООО «УК «РОСНАНО», генерального директора Фонда инфраструктурных и образовательных программ Андрея Свинаренко.

По итогам состоявшегося в марте 2020 г. совместного заседания Госсовета и Совета при Президенте России по образованию и науке вышло поручение главы государства Владимира Путина о проведении в рамках пилотного проекта профессиональных экзаменов для выпускников вузов. Это, в частности, необходимо, чтобы студенты могли получать дополнительные квалификации, кроме той общей, которая указывается в дипломе.

С 2018 г. Базовый центр подготовки кадров совместно с советами по профессиональным квалификациям и субъектами Российской Федерации реализует пилотный проект по совмещению независимой оценки квалификации (НОК) и аттестации обучающихся по программам профессионального обучения и образования. К 2020 г. к нему присоединились 27 регионов и 17 советов по профессиональным квалификациям (СПК) разных отраслей; совместные экзамены проходят по 51 квалификации. Накопленный опыт можно использовать при организации профессиональных экзаменов для студентов вузов, которые на самом деле уже хорошо знакомы с системой независимой оценки квалификации.

«Пилотный проект, по существу, уже начат, — отметил генеральный директор Национального агентства развития квалификаций (АНО “НАРК”) Александр Лейбович и напомнил: — Примерно 250 квалификаций VI и VII уровней уже оснащены оценочными средствами; на базе 18 вузов существуют экзаменационные центры».

Совет по профессиональным квалификациям в наноиндустрии в прошлом году начал собственный пилотный проект по внедрению системы независимой оценки квалификации в систему высшего образования. Оценку квалификации прошли более 600 выпускников вузов; 85 % сдали экзамен успешно. О накопленном опыте и выявленных проблемах рассказала заместитель председателя СПК в наноиндустрии Ольга Крюкова.

Выяснилось, что далеко не ко всем образовательным программам есть соответствующие профессиональные стандарты. Зачастую в одну образовательную программу включен набор требований нескольких профстандартов, которые принадлежат разным СПК. Далеко не всегда можно одним профстандартом покрыть набор знаний, получаемых по образовательной программе. Кроме того, не во всех регионах есть представительства СПК, центры оценки квалификаций (ЦОК) и экзаменационные центры. Это осложняет доступ студентов к системе независимой оценки квалификации (НОК). В наноиндустрии выяснилось, что действующие профессиональные стандарты в большей степени ориентированы на высококвалифицированных практиков с богатым опытом работы. «Для выпускников вузов они сложны, — признает Ольга Крюкова. — Надо разрабатывать так называемые “входные” квалификации, ориентированные на студентов». Важнейшим является вопрос повышения информированности вузов и их выпускников о независимой оценке как новом инструменте, дающем преимущества при выходе на рынок труда.

Для Цитирования:
Жесткие реалии. Служба занятости. 2020;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: