В детстве я любила лазать по высоким деревьям и качаться. В то время еще не подозревала, что есть работа, которая объединяет эти два занятия. Про крановщиков узнала, уже отучившись в школе. Пришла в гости к подруге, и ее мама начала показывать мне плакаты с домами, которые она построила на башенном кране. Меня это заинтересовало. Она пообещала: «Как тебе исполнится 18 лет, приходи — смогу взять тебя к себе в кабину».
Мне исполнилось 18, связь с той семьей потерялась, но про работу крановщика я помнила. Как-то прочитала объявление, что на завод требуется машинист мостового крана. В то время для меня это было одно и то же. Я устроилась туда, меня учили три месяца, и только после этого поняла, что буду работать не на башне, а в цеху.
Получив удостоверение машиниста мостового крана, я вышла на свою старую знакомую, которая снова меня пригласила. Помню, была зима, холодно — минус 15. Я впервые залезла на кран — на высоту 25-го этажа. Мне понравилось. Потом я пошла в учебный центр и переучилась на машиниста башенного крана. С тех пор работаю и получаю от своей работы огромное удовольствие.
Раньше машинистов башенного крана учили профессии в училище не менее четырех лет. На данный момент, чтобы стать крановщиком, нужно поступить в учебный комбинат или учебный центр, где обучают в том числе сварщиков, трактористов. Программа там, к сожалению, уменьшена до часов, и дают только теорию. Практику нужно искать самим: подходить к первому попавшемуся крану и проговаривать условия с начальством, возьмут ли они стажера.
Машинист башенного крана должен обладать пусть даже минимальными знаниями в физике. Я всегда говорю: «Смотри, куда дует ветер». Важно примерно понимать, куда будет падать груз, если вдруг оборвется стропа.
У нас есть компьютеры, которые должны показывать вес груза, скорость ветра, вылет каретки, стрелы крана. По факту они нерабочие.
Крановщики с опытом знают, какая деталь сколько весит. Мы это определяем по нагибу стрелы. Как работать новичку — даже представить не могу.