По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 316.7, 396 DOI:10.33920/nik-02-2102-08

Женский вопрос в контексте социальных трансформаций русского общества конца XIX в.: от образования и службы до частно-бытовой сферы

Хлопонина Ольга Олеговна старший преподаватель кафедры философии, социологии и культурологии АНО ВО «Московский гуманитарный университет», канд. культурологии Россия, 111395, г. Москва, ул. Юности, д. 5, Эл. почта: hloponinaolga@gmail.com

Автор показывает, что в числе наиболее существенных факторов, повлиявших на трансформацию женского мира в конце XIX в., были: возможность получения среднего и высшего образования; профессиональная реализация; крах патриархальной семьи как основы общества; демократизация общества и массовый прирост городского населения; возможность самостоятельного существования женщины в общественной среде; активное развитие средств массовой коммуникации, способствовавшее публичному обсуждению новых идей и их широкому распространению.

Литература:

1. Алексеева. Серия «Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии». — № 3. — 2012.

2. Бабушка, Grand-mère, Grandmother…: воспоминания внуков и внучек о бабушках, знаменитых и не очень, с винтажными фотографиями XIX–XX веков / сост. Е.В. Лаврентьева. — М.: Этерна, 2008.

3. Бруштейн А.Я. Дорога уходит в даль… — СПб.: Ретро, 2006.

4. Женский вестник. — № 2. — 1904.

5. Казакова И.И. Критика и публицистика конца XIX — начала XX веков о творчестве русских писательниц // Преображение (Русский феминистический журнал). — № 3. — 1995. — С. 63–67 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.a-z.ru/ women/texts/kazakr.htm (дата обращения 10.11.2019).

6. Киселева Т.Г. Женский образ в социокультурной рефлексии: монография. — М.: МГУКИ, 2002.

7. Мельников М.В. Женское предпринимательство в период социально-экономических трансформаций: опыт второй половины XIX — начала XX вв. // Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева: серия «Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии». — № 3. — 2002. — С. 46.

8. Морозов С. Мужчины и женщины России на рубеже XIX–XX вв.: тенденции брачности // Женщина в российском обществе. — № 2 (63). — 2012. — С. 11.

9. Павловский М. Бракоразводный процесс на скамье подсудимых // Журнал для хозяек. — № 21. — 1915. — С. 18.

10. Пушкарева Н.Л. Российские женщины и европейская культура: материалы V конференции, посвященной теории и истории женского движения / сост. и отв. ред. Г.А. Тишкин. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001 [Электронный ресурс]. — URL: http://anthropology.ru/ru/texts/pushkareva/woman_09. html (дата обращения 20.11.2019).

11. Розанов В. Все еще неулаженный вопрос // Новое время. — № 10183. — 1904 [Электронный ресурс]. — URL: http://dugward.ru/library/rozanov/rozanov_vse_ eche_neulajenniy.html (дата обращения 15.09. 2019).

12. Ульянова Г. Государство и женщины-предприниматели в Российской империи в XIX в. // Российская государственность: опыт 1150-летней истории. — М., 2013. — С. 199–210.

13. Тютрюмов И.М. Законы гражданские с разъяснениями Правительствующего Сената и комментариями русских юристов: книга первая [Электронный ресурс]. — URL: http://civil.consultant.ru/elib/books/33/page_17.html (дата обращения 20.09.2019).

14. Федосова Э. Бестужевские курсы — первый женский университет в России (1878–1918 гг.) / под ред. Э. Д. Днепрова. — М.: Педагогика, 1980.

15. Экштут С.А. Повседневная жизнь русской интеллигенции от эпохи Великих реформ до Серебряного века. — М.: Молодая гвардия, 2012.

16. Яненко О. Расторжение брака в Российской империи на рубеже XIX–XX вв. // Вестник УрЮГУ. Серия: Социально-гуманитарные науки. — № 1. — 2013. — C. 194.

1. Alekseyeva. Seriya «Upravleniye v sotsial'nykh sistemakh. Kommunikativnyye tekhnologii». — № 3. — 2012.

2. Babushka, Grand-mère, Grandmother…: vospominaniya vnukov i vnuchek o babushkakh, znamenitykh i ne ochen', s vintazhnymi fotografiyami XIX–XX vekov / sost. Ye.V. Lavrent'yeva. — M.: Eterna, 2008.

3. Brushteyn A.YA. Doroga ukhodit v dal'… — SPb.: Retro, 2006.

4. Zhenskiy vestnik. — № 2. — 1904.

5. Kazakova I.I. Kritika i publitsistika kontsa XIX — nachala XX vekov o tvorchestve russkikh pisatel'nits // Preobrazheniye (Russkiy feministicheskiy zhurnal). — № 3. — 1995. — S. 63–67 [Elektronnyy resurs]. — URL: http://www.a-z.ru/women/texts/kazakr. htm (data obrashcheniya 10.11.2019).

6. Kiseleva T.G. Zhenskiy obraz v sotsiokul'turnoy refleksii: monografiya. — M.: MGUKI, 2002.

7. Mel'nikov M.V. Zhenskoye predprinimatel'stvo v period sotsial'no-ekonomicheskikh transformatsiy: opyt vtoroy poloviny XIX — nachala XX vv. // Vestnik NGTU im. R.Ye. Alekseyeva: seriya «Upravleniye v sotsial'nykh sistemakh. Kommunikativnyye tekhnologii». — № 3. — 2002. — S. 46.

8. Morozov S. Muzhchiny i zhenshchiny Rossii na rubezhe XIX–XX vv.: tendentsii brachnosti // Zhenshchina v rossiyskom obshchestve. — № 2 (63). — 2012. — S. 11.

9. Pavlovskiy M. Brakorazvodnyy protsess na skam'ye podsudimykh // Zhurnal dlya khozyayek. — № 21. — 1915. — S. 18.

10. Pushkareva N.L. Rossiyskiye zhenshchiny i yevropeyskaya kul'tura: materialy V konferentsii, posvyashchennoy teorii i istorii zhenskogo dvizheniya / sost. i otv. red. G.A. Tishkin. — SPb.: Sankt-Peterburgskoye filosofskoye obshchestvo, 2001 [Elektronnyy resurs]. — URL: http://anthropology.ru/ru/texts/pushkareva/woman_09.html (data obrashcheniya 20.11.2019).

11. Rozanov V. Vse yeshche neulazhennyy vopros // Novoye vremya. — № 10183. — 1904 [Elektronnyy resurs]. — URL: http://dugward.ru/library/rozanov/rozanov_vse_ eche_neulajenniy.html (data obrashcheniya 15.09. 2019).

12. Ul'yanova G. Gosudarstvo i zhenshchiny-predprinimateli v Rossiyskoy imperii v XIX v. // Rossiyskaya gosudarstvennost': opyt 1150-letney istorii. — M., 2013. — S. 199– 210.

13. Tyutryumov I.M. Zakony grazhdanskiye s raz"yasneniyami Pravitel'stvuyushchego Senata i kommentariyami russkikh yuristov: kniga pervaya [Elektronnyy resurs]. — URL: http://civil.consultant.ru/elib/books/33/page_17.html (data obrashcheniya 20.09.2019).

14. Fedosova E. Bestuzhevskiye kursy — pervyy zhenskiy universitet v Rossii (1878– 1918 gg.) / pod red. E. D. Dneprova. — M.: Pedagogika, 1980.

15. Ekshtut S.A. Povsednevnaya zhizn' russkoy intelligentsii ot epokhi Velikikh reform do Serebryanogo veka. — M.: Molodaya gvardiya, 2012.

16. Yanenko O. Rastorzheniye braka v Rossiyskoy imperii na rubezhe XIX–XX vv. // Vestnik UrYUGU. Seriya: Sotsial'no-gumanitarnyye nauki. — № 1. — 2013. — C. 194.

Конец XIX в. — это время кризиса и затянувшегося перехода, затронувшего все основные сферы жизни людей. Последствия реформ изменили всю социальную, культурную и экономическую основу России, социально-культурная среда становилась подвижной и неустойчивой. Различные научно-технические преобразования расширили коммуникативную сферу культуры и качественно изменили экономическую, политическую, социальную и культурную жизнь. Не утихали споры вокруг женского вопроса и смежных областей функционирования общества, в том числе в сфере образования. Сама идея образования для женщин и в конце XIX еще вызывала некоторые сомнения — нередко в кругу одной семьи возникали споры, стоит ли уделять такое большое внимание серьезному обучению женщин. Так вспоминает дискуссию родителей в 1893 г. Александра Яковлевна Бруштейн, окончившая женский институт в Вильне:

«Приходит 5 августа, и меня ведут на экзамен. Не в женскую гимназию, а в институт. Институт этот считается выше, чем гимназия. Из-за этого института у нас дома идут жаркие споры с утра до ночи!

— Все твои выдумки! — говорит мама папе. — В женской гимназии ей будет лучше…

Но папа в этом вопросе просто как скала!

— В институте учебная программа больше!

— Подумаешь, программа... — пренебрежительно говорит мама. — Ты бы ее еще в мужскую гимназию отдал, там программа еще больше.

— И отдал бы! Да не берут туда девочек... А в институте программа по математике значительно большая, чем в женской гимназии: проходят даже небольшой курс тригонометрии.

— Тригонометрия... необходимо это для девочки!.. — пожимает мама плечами.

Папа вдруг сердится:

— Да! Необходимо! Без математики нет мышления, а без мышления нет человека!» [3, c. 185].

Преодоление множества препятствий для стремящихся получить образование выявило героическое начало — силу духа и способность к активной целеустремленной деятельности большого числа женщин. Для многих студенток обучение, помимо естественного умственного напряжения, часто было связано с большими лишениями. Девушки жили в трудных условиях — часто из бедных и провинциальных семей, отдав все деньги за оплату обучения и первоначальные расходы, они оставались буквально без гроша. Многие не имели возможности полноценно питаться, не говоря уже о новой одежде, обуви и необходимых книгах. Приходилось изыскивать любую возможность дополнительного заработка, все свободное от учебы время выполняя любую работу, какую удавалось найти, — на скудно оплачиваемых позициях стенографисток, переписчиц, домашних репетиторов. Как отмечает Э. Федосова, такую жизнь выдерживали не все, а только наиболее целеустремленные или обеспеченные девушки, остальным приходилось прерывать обучение: в 1915 г. по различным обстоятельствам, в том числе «в связи с началом первой мировой войны и вздорожанием жизни, не окончив курсы, выбыло 1479 слушательниц» [14, c. 67].

Для Цитирования:
Хлопонина Ольга Олеговна, Женский вопрос в контексте социальных трансформаций русского общества конца XIX в.: от образования и службы до частно-бытовой сферы. Ученый совет. 2021;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: