* (Окончание. Начало см. Генеральный директор. № 7 (2019)
Особенно заметно различие мужского и женского стиля во время переговоров [6]. Ведь переговоры — это личный контакт. Пол собеседника играет очень важную роль. И у женщин, и у мужчин-переговорщиков есть свои плюсы и свои минусы. Женщинам помогают некоторые маленькие хитрости, рассчитанные на бессознательное желание понравиться мужчине. Мужчинам же следует учиться переводить разговор с чересчур эмоциональными дамами в более конструктивное русло. Рассмотрим разные варианты.
Переговоры типа «она-она». Это наиболее сложные переговоры. Быть может, потому, что подсознательно каждая женщина видит в другой представительнице своего пола потенциальную соперницу. Соревнование начинается еще до того, как будут произнесены первые фразы. Оценивается все: социальный статус, возраст, ум, красота, прическа, одежда оппонентки. И мало что вызывает жгучую зависть у одной из переговорщиц, как молодость и красота другой. А это весьма неблагоприятно сказывается на достижении согласия.
Однако и тут можно схитрить. Если женщина старше вас, можно призвать к ее материнскому инстинкту. Попросить совета, выразить восхищение ее умом и внешним видом. Если же вы значительно старше собеседницы, самое время вовремя прикинуться умудренной опытом «бабушкой», готовой опекать свою «внучку». Ну а если вы младше собеседника, не стесняйтесь просить о помощи.
Конечно, женщины в основном руководствуются эмоциями. Так уж они устроены. Но на переговорах это создает массу проблем. Эмоциональность женщины может оказаться и врагом, и союзником на переговорах. Если оппонентка ей понравится, то минут через десять обе хором примутся обсуждать длину юбок, модные прически, проблемы с детьми… И разумеется, легко придут к соглашению. А вот если не понравится, нужно будет выдерживать град шпилек и уколов по поводу своей одежды, цвета волос, манеры поведения и пр.
Женщина-руководитель обладает рядом преимуществ, позволяющих ей проявить свои профессиональные качества в процессе управленческой деятельности: она достаточно эффективна в сфере мотивации персонала, обладает эффективными навыками коммуникации, использует гибкий подход в процессе принятия решений; она ориентирована на внутрифирменные межличностные отношения, поддержание стабильного психологического микроклимата в трудовом коллективе.