Порошковые сплавы имеют широкое распространение в производстве. Изготовление многих сплавов практически возможно только из порошка. Значение порошковой металлургии особенно велико в атомной и химической промышленности, самолетостроении, ракетной технике, радиои электротехнике, энергетической промышленности.
Необходимость замены литых антифрикционных материалов порошковыми диктуется следующими условиями:
- получением при малом коэффициенте трения высокой износостойкости;
- обеспечением при работе самосмазываемости, быстрой прирабатываемости, а также увеличением срокаслужбы при обычных температурах, малых и средних скоростях скольжения и давлениях, при криогенных и высоких температурах и скоростях скольжения свыше 100 м/с и давлениях более 10 МПа;
- необходимостью замены традиционных подшипниковых сплавов, содержащих в себе дефицитные металлы (олово, сурьму, свинец и другие), на менее дорогие и недефицитные при одновременном удовлетворении необходимых технических требований.
Порошковые антифрикционные материалы предназначены в основном для замены традиционных подшипниковых материалов и создания новых, не имеющих аналогов. Применение таких материалов позволяет увеличить в 1,5÷3 раза срок службы узлов трения, достичь экономии материалов за счет полной или частичной ликвидации механической обработки при изготовлении деталей, снижения массы изделия и трудоемкости его изготовления.
Наиболее эффективна замена литых цветных металлов материалами на основе железного порошка.
При работе в коррозионных средах антифрикционные материалы должны быть коррозионно-стойкими, а при высоких температурах обладать повышенной окалиностойкостью. Обеспечение поставленных требований осуществляется путем создания таких материалов, на основе железа, цветных металлов, твердых сплавов, коррозионно-стойких материалов.
Данные о составе и свойствах антифрикционных железографитовых порошковых материалов на основе железа, широко применяемых в промышленности, приведены в табл. 1 и 2.