— Сергей, в конце XIX века протяженность железных дорог США достигала фантастических 400 тыс. км. Если сравнивать с Советским Союзом, который по праву считался железнодорожной империей, эта цифра кажется нереальной, ведь на пике развития Союза протяженность советских дорог была всего 220 тыс. км. Если посмотреть на современное развитие глобальных держав, то даже прогрессивный Китай достигнет цифры в 250 тыс. км лишь к середине XXI века. Эти цифры говорят лишь об одном — США даже 100 лет назад опережали в железнодорожном развитии сегодняшние реалии. Что пошло не так и почему на сегодняшний день Штаты не передовая железнодорожная страна?
— Строго говоря, история эта достаточно длительная, и корни ее были заложены приблизительно столетие назад. Действительно, к 1916 году, во время Первой мировой войны, в США протяженность линий достигла 416 тыс. км. Это была абсолютно астрономическая величина по отношению к нынешним протяженностям, потому что никто так и не смог приблизиться к этой цифре.
Тут надо иметь в виду, что поскольку развитие железных дорог в Штатах было хаотическим (а оно было частным и зачастую было предметом спекуляций), то происходило следующее: когда частники строили свои линии, нередко было так, что между двумя пунктами прокладывалось две, три, а иногда и четыре конкурирующие дороги, и одна-две из этих линий входили в рост, а оставшиеся хирели и оставались малодеятельными. Но, несмотря на это, данный километраж считался в общем зачете.
Исторически железнодорожные магнаты в Штатах были акулами капитализма, которые не чураются любых средств для преумножения своего капитала, смело входят в какие-либо спекуляции и играют на бирже, подвергая свою компанию различным испытаниям. Это и было реальностью, так как ведущие железнодорожные магнаты конца XIX века выросли на железных дорогах. Это такие деятели, как Корнелиус Вандербильт, Джей Пи Морган, Джей Гулд и др. Вся эта ожесточенная конкуренция толкала их на построение избыточной сети, в которой выживали сильнейшие. Длина линий, равная 416 тыс. км, после достижения своего пика начала постепенно сокращаться из-за того, что те линии, которые не выжили в этой конкуренции, либо забрасывались, либо разбирались. Поэтому к 1961 году, уже во времена рельсового погрома, протяженность линий сократилась на 80 тыс. км и составляла 335 тыс. км.