Правоотношения, возникающие между участником внешнеэкономической деятельности и таможенным органом, многогранны, затрагивают различные области права и регулируются многочисленными правовыми актами. Процесс взаимодействия участника ВЭД и таможенного органа сопровождается принятием последним различных решений, совершением действий. При этом участник внешнеэкономической деятельности не всегда согласен с решениями или действиями таможенного органа. Свое несогласие лицо, как правило, выражает в форме жалобы. Закон не ограничивает лицо в выборе способа обжалования.
Решения, действия таможенных органов могут быть обжалованы как в судебном порядке, так и в порядке ведомственного обжалования — в таможенные органы. Ведомственный порядок обжалования решений, действий в области таможенного дела — это быстро, бесплатно, без личного участия. В сравнении с судебным порядком обжалования к преимуществам ведомственного можно отнести: отсутствие государственной пошлины за подачу жалобы, то есть бесплатность; краткий в сравнении с судебным разбирательством срок рассмотрения жалобы (максимальный срок рассмотрения жалобы — два месяца); отсутствие необходимости личного участия лица, подавшего жалобу, в процессе ее рассмотрения; необязательность представления документов в обоснование приведенных доводов; незамедлительность вступления в силу решения по жалобе; наличие упрощенного порядка обжалования.
Статистика последних лет показывает, что механизм ведомственного обжалования активно используется участниками внешнеэкономической деятельности. Так, за 2016 г. таможенными органами Северо-Западного региона рассмотрено 900 жалоб, из них непосредственно Северо-Западным таможенным управлением — 496. В первом квартале 2017 г. таможенными органами региона рассмотрено 238 жалоб, из них половина непосредственно СЗТУ (122). Однако, обращаясь с жалобами в таможенные органы, лица зачастую не учитывают, что ведомственное обжалование — это в первую очередь процедура. И как и любая процедура, подача жалобы должна сопровождаться соблюдением установленных законом условий и требований, при соблюдении которых таможенные органы принимают жалобу к рассмотрению, то есть проверяют на соответствие закону решение, действие (бездействие) таможенного органа в области таможенного дела. Такие условия и требования установлены в главе 3 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее — Закон).