Земля является материальной основой жизни и деятельности людей. Это основа суверенитета народов, проживающих на соответствующей территории. Это кладовая полезных ископаемых. Это главное средство производства в сельском и лесном хозяйстве. Это источник красоты, вдохновенья и здоровья людей. Ее не зря называют нежно землей-матушкой, землей-кормилицей. А в последние годы в нашей стране это еще и объект недвижимости. Поэтому забота об охране, рациональном использовании и повышении продуктивности полезных свойств земли должна найти достойное отражение в основном законе Российской Федерации — ее Конституции. К сожалению, в процессе проводимых земельных преобразований роль земли сведена главным образом к роли объекта недвижимости. Необходимых слов в защиту земли в Конституции РФ 1993 г. не нашлось и, похоже, нет их и в рабочей группе по внесению поправок в ныне действующую Конституцию.
Конституция Российской Федерации 1993 г. была принята тогда, когда, по утверждению А. Чубайса, главной задачей либералов страны было уничтожение коммунизма и приватизация природных и созданных напряженным трудом миллионов сограждан общественных богатств России. Каждое ликвидированное предприятие «реформаторы» рассматривали как гвоздь в гроб коммунизма. «Гвоздей» не жалели. В гробы превращали крупнейшие предприятия и ценнейшие природные ресурсы, по бросовым ценам, бесплатно, а то и с приплатой [2].
Среди лакомых пирогов этого «праздника жизни» была и земля. Но на нее по праву, прежде всего, претендовали те, кто на ней работал, крестьяне. Им эту землю, персонально каждому, дали по декретам «О земле» 1917 г. и «О социализации земли» 1918 г. В 1927–1935 гг. земельные участки у каждого отобрали и вновь дали, но уже в коллективное пользование. Факт передачи оформили Государственным актом на право постоянного (вечного) пользования. Но, как утверждал А.С. Пушкин, «Недолго тешил нас обман. Исчезли юные забавы, как сон, как утренний туман». По закону «О земельной реформе» от 23.011.1990 г. землю как «общее достояние народа» отобрали, но теперь уже у государства и по протоколу вновь поделили между гражданами. В размере средне районной доли. Независимо от возраста и обеспеченности средствами обработки этой самой доли. Колхозы и совхозы были преобразованы в иные формы хозяйствования на земле, а земли населенных пунктов изъяты из земель колхозов и совхозов и переведены в состав земель населенных пунктов. Таким образом, главная производительная сила — люди, была оторвана от главного средства производства — земли.