По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.221

Земельный налог для бюджетных организаций: ставки, льготы, оптимизация

Бергаль Елена Викторовна канд. экон. наук, доцент кафедры экономического анализа, статистики и финансов, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет». Е-mail: bergall@bk.ru

В статье рассмотрены особенности исчисления и уплаты бюджетными организациями земельного налога исходя из кадастровой стоимости, порядок определения налоговой базы и система налоговых льгот для бюджетных учреждений. В процессе исследования обозначен ряд проблем, с которыми сталкиваются бюджетные организации при уплате земельного налога, и определены пути их решения, позволяющие снизить налоговую нагрузку.

Литература:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/.

2. Письмо ФНС России от 26.04.2017 № БС-4-21/7937 «О порядке определения налоговой базы по земельному налогу» (вместе с письмом Минфина России от 24.04.2017 № 03-05-04-02/24445) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216384/.

3. Решение городской Думы Краснодара (III заседание Думы 4-го созыва) от 24.11.2005 № 3 «Об установлении земельного налога на территории муниципального образования “Город Краснодар”», п. 2 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://krd.ru/departament-fi nansov/normativnye-dokumenty/municipalniep-a/reshenie-gorodskoy-dumy-krasnodara-ot-24112005-n-3-p2-ob-ustanovleniizemelnogo-naloga-na-territorii-munitsipalnogo-obrazovaniya-gorod-krasnodar/.

4. Агафонова О.В., Завальнюк А.В. Анализ кадастровой и рыночной стоимости земельного участка в целях изменения земельного налога с использованием эконометрического подхода к оценке // Вестник Новосибирского государственного аграрного университета. — 2018. — № 1 (46). — С. 136–141.

5. Герасимова Л.Н. Особенности организации бюджетирования в муниципальных казенных учреждениях // № 11 (162). — С. 6–17.

6. Звягин С.А., Фоменко Т.Н. Особенности подготовки предложений по профилактике противоправных действий при проведении бухгалтерской экспертизы в бюджетной сфере // 2018. — № 7 (157). — С. 54–59.

7. Семенихин В.В. Земельный налог в бюджетных учреждениях // Некоммерческие организации в России. — 2016. — № 5. — С. 14–21.

8. Суровцов М.М., Губадеева Н.М., Клесова А.Ю. Земельный налог: проблемы исчисления по кадастровой стоимости земельного участка // Корпоративная экономика. — 2017. — № 2 (10). — С. 66–72.

Государственные (муниципальные) бюджетные организации для выполнения возложенных на них задач и функций наделяются имущественными комплексами и земельными участками, закрепленными на праве оперативного управления. Свою деятельность бюджетные организации осуществляют в рамках выполнения государственного (муниципального) задания за счет субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы, которые учитывают расходы, в том числе и на уплату налогов. В пределах уставных функций учреждения могут осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность и платить установленные налоги. В соответствии с действующим законодательством бюджетные организации являются полноценными, самостоятельными участниками налоговых правоотношений, обладающими правами и обязанностями, несущими ответственность за нарушение налогового законодательства.

В части уплаты земельного налога объектом налогообложения признаются земельные участки (застроенные и свободные), расположенные в пределах муниципального образования.

Налоговой базой для уплаты земельного налога является кадастровая стоимость земельного участка, которая определяется по результатам государственной кадастровой оценки земель, которая проводится не чаще, чем один раз в течение трех лет (исключением являются города федерального значения, в них процедура проводится не чаще, чем один раз в течение двух лет), и не реже, чем один раз в течение пяти лет с последней оценки. Органы, занимающиеся оценкой кадастровой стоимости и государственной регистрацией прав на недвижимое имущество, уведомляют налоговые органы и передают им сведения о недвижимом имуществе и об их владельцах. С января 2019 года будут действовать следующие правила использования кадастровой стоимости как налоговой базы:

  • изменение кадастровой стоимости участка в силу преобразования характеристик земли учитывается при определении налоговой базы с момента внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГсведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости;
  • если изменение кадастровой стоимости земельного участка осуществляется вследствие исправления технической ошибки в сведениях реестра, сведения о преобразованной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, начинают использоваться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения данных об изменяемой кадастровой стоимости;
  • при изменении кадастровой стоимости земли на основании установления ее рыночной стоимости сведения о новой стоимости, внесенные в реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Земельный налог является бюджетообразующим для муниципальных образования и вводится решением Совета депутатов муниципального образования. Муниципальные органы власти определяют величину налоговых ставок самостоятельно в пределах, установленных ст. 394 НК РФ (от 0,3 до 1,5%), определяют также порядок и сроки уплаты налога. Налогоплательщик самостоятельно рассчитывает земельный налог как произведение налоговой базы (кадастровой стоимости земельного участка) и ставки земельного налога, установленной муниципальным нормативно-правовым актом.

Для Цитирования:
Бергаль Елена Викторовна, Земельный налог для бюджетных организаций: ставки, льготы, оптимизация. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2018;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: