Существовавший до начала земельной реформы в России земельный строй в основном характеризовался следующими чертами и особенностями. Единым и единственным собственником земли было государство. Всем кому требовалась земля она представлялась только в пользование. Участки земли, значительные по площади и ценности, предоставлялись только высшим государственным органом (Советом Министров РСФСР). Земля предоставлялась в пользование бесплатно. Основными землепользователями в сельском хозяйстве были колхозы, совхозы и другие сельскохозяйственные предприятия. Гражданам земля предоставлялась только для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества. Землепользователи были обязаны рационально использовать землю. Государство имело монополию на земельную собственность.
Началом проведения земельной реформы в РФ послужило принятие в 1990 г. федеральных законов «О земельной реформе» и «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», Земельного кодекса РСФСР, Указа Президента РФ от 27.12.1991 № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» и постановления правительства РФ от 29.12.1991 № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов».
Цели, задачи и содержание земельной реформы были определены земельным законодательством. Общую направленность ее можно охарактеризовать как восстановление нарушенных условий разумного соединения крестьянина с землей и возрастания его заинтересованности в результатах своего труда.
Земельная реформа в сельском хозяйстве направлена на совершенствование земельных отношений в аграрном секторе экономики на основе перераспределения земель, введения института частной собственности на землю, оптимизации использования земель, максимального удовлетворения потребности граждан в земельных участках для организации крестьянских (фермерских) хозяйств, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства и других сельскохозяйственных целей, обеспечения экологически безопасного использования земель, сохранения и повышения плодородия почв [1].