По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.25–614.22

Здравоохранение, ориентированное на пациента

Портнова Ольга Борисовна главный врач, Стахановская ЦРБ, sospk@mail.ru

22–24 февраля 2006 года в Барселоне (Испания) на втором Всемирном конгрессе пациентов, организованном Международным альянсом организаций пациентов (IAPO), была принята Декларация о пациент ориентированном здравоохранении. Долгие годы в здравоохранении преобладал принцип лечения болезни, а не конкретного больного. Пациент ориентированное здравоохранение представляет собой альтернативный подход, направленный на предупреждение болезней, укрепление здоровья и благополучия, основанный на современных технологиях и персональном подходе к каждому больному.

Литература:

1. Алмаз Шаран. Новая парадигма оказания первичной медицинской помощи: персональная, пациент-ориентированная, стандартизированная и основанная на современных технологиях. — Алма-Аты, 2012.

2. Тихомиров А. В. Пациент ориентированное здравоохранение // Вестник новых медицинских технологий. — 2008. — № 1. — С. 186–187.

3. Тулякова Т. И. Пациент-ориентированный подход в подготовке специалистов сестринского дела // Медицинская сестра. — 2015. — № 5. — С. 32–34.

4. Федеральный закон от 21.11. 2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

5. Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

Французский просветитель Франсуа Вольтер 250 лет назад заметил: «Врачи назначают лекарства, о которых они знают мало, против болезней, о которых они знают меньше, для лечения людей, о которых они не знают ничего». Эти слова актуальны и по сей день. Мы фокусируемся на создании новых лекарств и медицинских технологий.

Однако то, что мы пытаемся делать, — борьба против болезней на стадиях, когда они уже начали осиливать организм человека. Мы боремся против последствий вместо того, чтобы фокусироваться на причинах.

Системы здравоохранения во всем мире не могут быть эффективными, если они ставят во главу угла болезнь, а не пациента; необходимо вовлекать пациентов и стремиться к повышению приверженности к лечению, отказу от вредных привычек и введению самоконтроля.

Одним из путей интеграции различных дисциплин и подходов в здравоохранении является развитие персональной, пациент ориентированной медицины. В современных условиях этого можно добиться путем развития первичной медико-санитарной помощи на основе использования современных технологий, а также индивидуального подхода с учетом потребностей больного. Пациент ориентированное здравоохранение может стать самым эффективным и оптимальным по затратам путем к улучшению результатов лечения пациентов [1].

Первичная медико-санитарная помощь — это не просто первая линия обороны от болезней, а своего рода ключевое звено, связующее все основные компоненты системы здравоохранения.

Доказано, что если работа первичного звена здравоохранения поставлена на высоком уровне, то частота госпитализаций может быть уменьшена на 40 процентов, а общие затраты на здравоохранение — на 30 процентов. Ранее проведенные исследования продемонстрировали, что около 70–80 % болезней уже на ранней стадии могут быть диагностированы врачами общей практики на уровне первичного звена здравоохранения [2].

Врачи общей практики — это не «великие» хирурги, однако их роль является исключительно важной. Врачи первичного звена здравоохранения — это те, кто призван помогать гражданам в предупреждении болезней, а также обеспечивать их раннюю диагностику.

Для Цитирования:
Портнова Ольга Борисовна, Здравоохранение, ориентированное на пациента. ГЛАВВРАЧ. 2018;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: