По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Здоровьесбережение преподавателей вуза и повышение эффективности труда

Н.Л. Вишневская доктор медицинских наук, профессор кафедры безопасности жизнедеятельности, Пермский национальный исследовательский политехнический университет. E-mail: Charry14@mail.ru
Л.В. Плахова кандидат биологических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности, Пермский национальный исследовательский политехнический университет. E-mail: Larisa-2570@mail.ru
А.В. Залазаев главный технический инспектор Пермской краевой организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ. E-mail: tit5901@yandex.ru
Ключевые слова:

Характер трудовой деятельности педагогов характеризуется эмоциональной насыщенностью и значительным числом факторов, вызывающих стрессогенные ситуации и снижение качества жизни, что определяет актуальность данной проблемы. Важность сохранения здоровья определяется и значительным числом данной категории специалистов. Так, в Пермском крае число образовательных учреждений всех уровней составляет более 1500, и в них занято более 50 тыс. педагогических работников, которые воспитывают и обучают около 550 тыс. человек. Модель системы деятельности преподавателей следует представить в классическом варианте из основных составляющих: Ч-Т-С-И-У (рис. 1).

Главную роль в учебном процессе следует отдать преподавателю, поскольку он несёт информационную и управленческую функции. Деятельность преподавателя осуществляется в разных условиях трудового процесса, производственной среды, технического оснащения. Это может быть только общение с аудиторией, где, возможно, имеются лишь доска и мел или мультимедийное оборудование с микрофоном и кондиционированием воздуха. Следовательно, уровень нагрузки на преподавателя будет разным, что следует учитывать в процессе углублённой оценки условий его труда.

В разных образовательных учреждениях неравномерно распределён контингент преподавателей по гендерному признаку. Так, в технических вузах преобладает мужской контингент, практически во всех учреждениях имеются различия по возрастному и стажевому признакам.

Вопросы оценки деятельности преподавателя интересуют специалистов различного профиля — самих педагогов, психологов, врачей-гигиенистов, клиницистов и др. В результате этих исследований получаются различные по качеству и объёму информационные блоки, часто не подлежащие сравнению. Провести интегральную оценку труда педагогов, сравнить полученные массивы информации не представляется возможным, поскольку разные специалисты сосредоточиваются на разных задачах и применяют разные способы и методы оценки.

Однако некоторая часть полученных результатов изучения труда позволяет выявить ряд проблем, касающихся здоровья педагогов.

Для Цитирования:
Н.Л. Вишневская, Л.В. Плахова, А.В. Залазаев, Здоровьесбережение преподавателей вуза и повышение эффективности труда. Ректор ВУЗа. 2018;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: