Характер трудовой деятельности педагогов характеризуется эмоциональной насыщенностью и значительным числом факторов, вызывающих стрессогенные ситуации и снижение качества жизни, что определяет актуальность данной проблемы. Важность сохранения здоровья определяется и значительным числом данной категории специалистов. Так, в Пермском крае число образовательных учреждений всех уровней составляет более 1500, и в них занято более 50 тыс. педагогических работников, которые воспитывают и обучают около 550 тыс. человек. Модель системы деятельности преподавателей следует представить в классическом варианте из основных составляющих: Ч-Т-С-И-У (рис. 1).
Главную роль в учебном процессе следует отдать преподавателю, поскольку он несёт информационную и управленческую функции. Деятельность преподавателя осуществляется в разных условиях трудового процесса, производственной среды, технического оснащения. Это может быть только общение с аудиторией, где, возможно, имеются лишь доска и мел или мультимедийное оборудование с микрофоном и кондиционированием воздуха. Следовательно, уровень нагрузки на преподавателя будет разным, что следует учитывать в процессе углублённой оценки условий его труда.
В разных образовательных учреждениях неравномерно распределён контингент преподавателей по гендерному признаку. Так, в технических вузах преобладает мужской контингент, практически во всех учреждениях имеются различия по возрастному и стажевому признакам.
Вопросы оценки деятельности преподавателя интересуют специалистов различного профиля — самих педагогов, психологов, врачей-гигиенистов, клиницистов и др. В результате этих исследований получаются различные по качеству и объёму информационные блоки, часто не подлежащие сравнению. Провести интегральную оценку труда педагогов, сравнить полученные массивы информации не представляется возможным, поскольку разные специалисты сосредоточиваются на разных задачах и применяют разные способы и методы оценки.
Однако некоторая часть полученных результатов изучения труда позволяет выявить ряд проблем, касающихся здоровья педагогов.