Здесь начинается будущее» — такими словами вас встречают в холле «Детской музыкальной школы имени Эдварда Грига», где царит атмосфера творчества и радости. Сегодня в этом здании в Западном округе Москвы 600 детей получают музыкальное образование. И хотя сейчас дети еще учатся, через несколько лет они вольются в симфонические и камерные оркестры, коллективы филармоний, оркестры оперных и других театров города.
Каждый день расписан по минутам, а жизнь течет, как по нотам. Репетиции, уроки и экзамены, концерты, встречи и праздники. В конечном итоге это музыкальное образование и творческое развитие детей. А в более широком смысле — общее воспитание посредством занятий музыкой.
Вопросы «Учить ли ребенка читать и писать, учить ли его русскому языку, литературе, алгебре, химии, истории?», обычно не возникают в семье: они решены самим развитием общества. А вот вопрос «Учить ли ребенка музыке?» оставлен на усмотрение конкретно каждой семьи. И вот семья в какой-то момент времени принимает решение, что учить ребенка музыке надо, а дальше еще вопросы: в каком объеме и какого качества, что выбрать, чем отличается музыкальная школа от музыкального кружка?
Такой вопрос задает себе не только каждая семья, но последние 30 лет и профессиональное музыкальное сообщество да так, что над ним пришлось задуматься даже первым лицам государства. Так 7 декабря 2020 года на встрече с министром культуры Ольгой Любимовой Президент России В.В. Путин заявил о недопустимости превращения детских школ искусств «в кружки при домах пионеров». 10 марта 2021 года Госдума приняла закон об особом статусе детских школ искусств. Эти школы будут находиться в ведении субъектов федерации, а не муниципалитетов, как сейчас. Такое дополнение в закон позволит сохранить традиционную трёхуровневую систему образования (детская школа искусств — училище — ВУЗ), воспитавшую не одно поколение выдающихся музыкантов, художников, танцоров. «Детские школы искусств — это возможность поддерживать на очень высоком уровне наши культурные традиции, иметь лучшее в мире драматическое искусство, лучшую в мире музыкальную школу, классическую школу, школу пения, школу художественного мастерства, живописи», — сказал глава комитета по образованию и науке Вячеслав Никонов.