По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Завод по производству чувств

Анастасия Шипицина Музей современного искусства PERMM
Ключевые слова:

Статья специалиста отдела по научным исследованиям и музейной педагогике Пермского музея современного искусства PERMM на примере акции «Ночь музеев» анализирует модели организации массовых музейных мероприятий с использованием новых образовательных и медиативных практик, а также технологий культуры участия.

Литература:

1. Шипицина А.Н. Партисипаторный подход и организация массового мероприятия: опыт волонтерской команды PERMM // Материалы международной конференции «Музей XXI века: новые образовательные стратегии». — СПб. Государственный Эрмитаж. — 2015. — С. 110–120.

2. Дьяконова О.О., Железнякова О.М. Сущность и содержание понятия «эдьютейнмент» в отечественной и зарубежной педагогической науке. — Вестник ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова. — №2. — 2013. — С. 67–70 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://almavest.ru/ru/node/1376.

3. Серебренникова А.О. Можно ли познавать мир играя? Эдьютейнмент как актуальная практика // Мама, прости. Я стану художником! — Пермь. — 2014.

4. Мурунов С. Городские сценарии и роли жителей, как стать горожанином? // Материалы публичного интервью в рамках работы i-класса «Московской школы гражданского просвещения». — 2014 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.msps.su/i_class/24641.

5. Музей как пространство образования: игра, диалог, культура участия. — М. — 2012.

6. Культура участия: музей как пространства диалога и сотрудничества. — СПб. — 2015.

В 2015 году сотрудниками и волонтерами музея PERMM была разработана инновационная модель организации массовых музейных мероприятий, активно использующаяся по сей день. Модель включает несколько уровней участия посетителей (в том числе на уровне проектирования) и подразумевает использование новых образовательных и медиативных практик. О работе модели будет рассказано на примере акции «Ночь музеев: завод по производству чувств» в рамках выставки «Запахи. Звуки. Заводы».

Сегодня многие музеи участвуют в акциях «Ночь музеев» и «Ночь искусств», проводят разного рода массовые мероприятия. Каждое такое событие популяризует музей как общественную площадку, готовую работать с самой широкой публикой. Однако проведение подобных акций порой развивает потребительское отношение аудитории к музею, поскольку специфика музейной деятельности при их проведении зачастую игнорируется, а музей становится развлекательной площадкой и не всегда учитывает собственные цели и интересы.

Весной 2015 года сотрудники PERMM вместе с командой музейных волонтеров осуществили рефлексию собственного опыта проведения и участия в массовых музейных мероприятиях, а также провели мониторинг программ российской «Ночи музеев»1.

В результате анализа было выделено несколько проблем. Первая — безучастная, потребительская позиция посетителя: он выступает лишь как объект, которого развлекают, но не как созидающий субъект, обладающий личной позицией и готовностью проявлять инициативу. Такая характеристика описывает стиль коммуникации многих российских музеев в целом, а в рамках массовых мероприятий она проявляется особенно заметно.

Другая проблема в том, что желая завоевать внимание широкой публики, музеи включают в программу события развлекательного характера — концерты, танцевальные шоу. Образовательная и рекреационная функции музеев существуют параллельно, более эффективной могла бы быть реализация идеи эдьютейнмента — взаимополезного сочетания образования и развлечения, познания через развлечение/игру. Существующий дисбаланс свидетельствует об отсутствии концептуальной целостности программы массовых событий: «Ночь музеев», которая превращается в набор «ярмарочных» развлечений. В этом «Ночи музеев» схожи с российскими «Днями города», которые не выполняют никаких социальных функций, не вызывают эмоционального отклика, а лишь создают видимость общественно ценного праздника. Урбанист Святослав Мурунов описывает эту ситуацию формулой «сцена, шарики, салют».

Для Цитирования:
Анастасия Шипицина, Завод по производству чувств. Музей. 2017;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: