В 2015 году сотрудниками и волонтерами музея PERMM была разработана инновационная модель организации массовых музейных мероприятий, активно использующаяся по сей день. Модель включает несколько уровней участия посетителей (в том числе на уровне проектирования) и подразумевает использование новых образовательных и медиативных практик. О работе модели будет рассказано на примере акции «Ночь музеев: завод по производству чувств» в рамках выставки «Запахи. Звуки. Заводы».
Сегодня многие музеи участвуют в акциях «Ночь музеев» и «Ночь искусств», проводят разного рода массовые мероприятия. Каждое такое событие популяризует музей как общественную площадку, готовую работать с самой широкой публикой. Однако проведение подобных акций порой развивает потребительское отношение аудитории к музею, поскольку специфика музейной деятельности при их проведении зачастую игнорируется, а музей становится развлекательной площадкой и не всегда учитывает собственные цели и интересы.
Весной 2015 года сотрудники PERMM вместе с командой музейных волонтеров осуществили рефлексию собственного опыта проведения и участия в массовых музейных мероприятиях, а также провели мониторинг программ российской «Ночи музеев»1.
В результате анализа было выделено несколько проблем. Первая — безучастная, потребительская позиция посетителя: он выступает лишь как объект, которого развлекают, но не как созидающий субъект, обладающий личной позицией и готовностью проявлять инициативу. Такая характеристика описывает стиль коммуникации многих российских музеев в целом, а в рамках массовых мероприятий она проявляется особенно заметно.
Другая проблема в том, что желая завоевать внимание широкой публики, музеи включают в программу события развлекательного характера — концерты, танцевальные шоу. Образовательная и рекреационная функции музеев существуют параллельно, более эффективной могла бы быть реализация идеи эдьютейнмента — взаимополезного сочетания образования и развлечения, познания через развлечение/игру. Существующий дисбаланс свидетельствует об отсутствии концептуальной целостности программы массовых событий: «Ночь музеев», которая превращается в набор «ярмарочных» развлечений. В этом «Ночи музеев» схожи с российскими «Днями города», которые не выполняют никаких социальных функций, не вызывают эмоционального отклика, а лишь создают видимость общественно ценного праздника. Урбанист Святослав Мурунов описывает эту ситуацию формулой «сцена, шарики, салют».