Гистологическая структура сердца контрольной группы крыс соответствовала норме, мышечные волокна не имели признаков утолщения. На 1‑й неделе эксперимента в миокарде экспериментальных животных отмечалась незначительная диффузная белковая дистрофия кардиомиоцитов. Отдельные волокна были резко увеличены в размерах. В межмышечных пространствах отмечались отек и единичные лимфоплазмоцитарные элементы. На 3‑й неделе затравки УПП сформировавшиеся ранее нарушения усиливались. На 6‑й — гипертрофические изменения кардиомиоцитов начинали сменяться на субатрофические и атрофические, дистрофия прогрессировала. В некоторых клетках отмечались: гиперхроматоз ядер, апоптотическая активность и включения липофусцина, что указывало на прогрессирование патологических изменений и преобладание их над компенсаторными. К 9‑й неделе экспериментальной угольно‑породной затравки изменения начинали носить диффузный характер, в некоторых участках миокарда наблюдалась фрагментация волокон, в межмышечных пространствах образовывались коллагеновые прослойки. На 12‑й неделе эксперимента в миокарде отмечалось диффузное разрастание соединительной ткани, дистрофия кардиомиоцитов различной степени выраженности с включениями липофусцина, фрагментация и миоцитолиз отдельных фрагментов мышечных волокон с атрофией части из них. Ядра кардиомиоцитов имели различную форму. В межмышечных пространствах увеличивалось количество иммунокомпетентных клеток (рис. 3 а, б).
Уровень BNP в плазме крови на ранних сроках эксперимента достоверно не отличался от контрольных значений, несколько понижаясь к 6‑й неделе (рис. 4). Резкое снижение значений на 9‑й и 12‑й неделях затравки ассоциировалось с формированием в сердце выраженных дистрофических, атрофических и фибропластических изменений, что могло быть обусловлено нарушением секреторной функции миокарда в связи с дегенеративными изменениями клеток.
Морфологические изменения сосудов органов и тканей в динамике угольно-породного воздействия. У крыс контрольной группы гистологическая структура сосудов соответствовала норме, выраженных морфологических признаков расстройства кровообращения не наблюдалось. Сосудистая система легких. На 1‑й неделе угольно-породной затравки в легких отмечалось неравномерно выраженное полнокровие сосудов с лимфоцитарными и лейкоцитарными элементами в просвете, стазы эритроцитов, являющиеся признаком нарушения реологических свойств крови. Эндотелиоциты были несколько гипертрофированы, часть клеток интимы и медии с гиперхромными ядрами, что свидетельствовало о повышении их функциональной активности. В стенке некоторых сосудов и периваскулярных зонах отмечалась скудная лимфоцитарная инфильтрация. В периваскулярных зонах наблюдался отек со скоплениями частиц пыли. На 3‑й неделе эксперимента в сосудах легких отмечалось усиление сформировавшихся ранее нарушений, развитие гипертрофии гладкомышечных клеток медии и отека в межмышечных пространствах. В периваскулярных зонах определялись макрофаги. К 6‑й неделе эксперимента в сосудах крупного калибра отмечалось сладжирование крови, а также значительное утолщение стенок. Клетки эндотелия были резко гипертрофированы, часть с просветленными ядрами и разреженной цитоплазмой. В периваскулярных зонах формировался фиброз. К 9‑й неделе затравки УПП морфологические нарушения прогрессировали, в интиме появлялись клетки с пикнотичными ядрами, уменьшенные в размерах.