По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 347.9

Защита прокурором публичного интереса в сфере образования: гражданско-процессуальный аспект

Т. А. Литвинова аспирант, ассистент кафедры гражданского и административного судопроизводства, юрисконсульт юридического отдела Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

В статье рассматриваются вопросы защиты прокурором публичного интереса, связанного с образовательными правоотношениями и (или) их отдельными элементами. Дуализм частного и публичного начал в правовом регулировании образовательных отношений порождает ряд проблем в части защиты этих прав, указанные вопросы в науке являются малоисследованными, а на практике весьма актуальными. Обозначенная проблематика рассматривается автором на примере гражданских дел, возбуждаемых по инициативе прокурора: по искам о признании недействительными документов об образовании и о квалификации; искам в защиту интересов образовательных организаций (прямо или косвенно); искам в защиту неопределенного круга обучающихся.

Литература:

1. Актуальные проблемы гражданского и административного судопроизводства: [монография] / [Абушенко Д.Б., Брановицкий К.Л., Загайнова С.К. [и др.], под ред. В.В. Яркова; Уральский государственный юридический университет, кафедра гражданского процесса. — М.: Статут, 2021.

2. Алиэскеров М.А. Реализация целевых установок состязательного гражданского процесса в правовом социальном государстве // Lex russica. — 2017. — № 12.

3. Артамонова Е.М. Защита прокурором прав и законных интересов неопределенного круга лиц в гражданском судопроизводстве: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.11 / Науч.-исслед. ин-т проблем укрепления законности и правопорядка при Генер. прокуратуре РФ. — М., 2004.

4. Борисова В.Ф. Возбуждение гражданского судопроизводства: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.15. — Саратов, 2009.

5. Гражданское процессуальное право: учебник под ред. М.С. Шакарян. — М.: Проспект, 2005.

6. Долова М.О. Практика применения норм о защите неопределенного круга лиц в гражданском судопроизводстве // Комментарий судебной практики / отв. ред. К.Б. Ярошенко. — М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, Контракт, 2019. — Вып. 24.

7. Загоруйко И.Ю., Егоров Б.Д. Вопросы межотраслевой преюдиции судебных актов, постановленных по уголовным делам и по делам об административных правонарушениях, в гражданском процессе Российской Федерации // Вестник гражданского процесса. — 2020. — № 6.

8. Комиссаров К.И. Полномочия суда второй инстанции в гражданском процессе. — М.: Госюриздат, 1961.

9. Кузнеченко С.Ю. Особенности преюдиции в уголовно-процессуальном праве России. Отличие от института преюдиции в гражданском, арбитражном и административном процессах // Российская юстиция. — 2019. — № 9.

10. Лопатин С.А. Преюдиция в уголовном судопроизводстве Российской Федерации: реализация или преодоление: [монография] / С.А. Лопатин; под ред. доктора юридических наук, профессора Л.Н. Масленниковой. — М.: Норма, 2019.

11. Мацкевич П.Н. Преюдиция в гражданском и административном судопроизводстве России: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.15. — М., 2017.

12. Рабинович Н.В. Недействительность сделок и ее последствия / Ленингр. ордена Ленина гос. ун-т имени А.А. Жданова. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1960.

13. Терехова Л.А. Обращения прокурора в защиту неопределенного круга лиц // Российский судья. — 2018. — № 5.

Для правового регулирования образования характерно единение частноправового и публично-правового начал. Этот дуализм обусловлен различием в характере правовых отношений, складывающихся при осуществлении образовательной деятельности между различными субъектами. С одной стороны, речь идет о реализации конституционного права конкретного гражданина на образование. Причем даже при рассмотрении правоотношений, складывающихся между образовательной организацией и обучающимся, в зависимости от основы обучения — бюджетной (на местах, финансируемых за счет бюджетных ассигнований соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации) либо платной (на местах, финансируемых за счет средств физических или юридических лиц) — возникает различие в характере этих правоотношений. С другой стороны, существует пул полностью публичных правоотношений с участием регуляторов образовательной деятельности и контролирующих органов.

На практике весьма затруднительно провести четкую грань между правоотношениями, на которые распространяются только частноправовые нормы, и правоотношениями, находящимися исключительно в сфере публично-правового регулирования. Кроме того, можно предположить, что такая четкая дифференциация и не требуется, гораздо больший интерес представляет взаимная интеграция частного и публичного начал в правовом регулировании образовательных отношений.

Социальная значимость сферы образования не вызывает сомнений. В данном контексте весьма актуален вопрос о том, какое преломление получает содержание публичного интереса в рассматриваемой сфере для целей определения предмета судебной защиты.

Так, с точки зрения ст. 45 ГПК РФ защита публичного интереса прокурором возможна в форме предъявления иска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В рамках статьи предполагается рассмотреть вопрос практического применения упомянутой нормы в контексте разрешения судами дел, так или иначе связанных с реализацией образовательных прав и правоотношений, и обратить внимание на отдельные проблемы, возникающие в ходе рассмотрения таких дел.

Для Цитирования:
Т. А. Литвинова, Защита прокурором публичного интереса в сфере образования: гражданско-процессуальный аспект. Юрист ВУЗа. 2024;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: