Защита подвижного состава предприятий автомобильного транспорта является уязвимым звеном в цепи проблем транспортного комплекса страны. Это вызывает особое удивление среди работников автотранспорта, задействованных в обеспечении безопасности пассажиров и одной из наиболее острых тем обсуждения.
Недоумение возникает на почве негативного опыта прошлых лет, когда террористические акты, в том же Волгограде в 2013 г. и других городах страны, унесли человеческие жизни.
В отечественной истории одним из самых трагичных событий на общественном городском автомобильном транспорте является теракт, произошедший 21 октября 2013 г. в Волгограде. В автобусе ЛиАЗ-5256, следовавшем по маршруту № 29 в Красноармейском районе Волгограда, сработало взрывное устройство (ВУ), изготовленное из двух тротиловых шашек и двух гранат, начиненных поражающими элементами — шурупами и металлической стружкой. Мощность взрыва составила 600 г в тротиловом эквиваленте. По данным следствия, ВУ привела в действие террористка-смертница.
Это в очередной раз доказало то, что образование реально действенной системы безопасности на объектах транспорта является приоритетным направлением для всех органов исполнительной власти федерального уровня и административных подразделений на уровне местного самоуправления, а также для самих организаций в сфере транспортного обслуживания, независимо от их форм организационно-правовой направленности [1].
Такое событие, как теракт в Волгограде, должно было в корне изменить существующий порядок вещей в сфере защиты подвижного состава автомобильного пассажирского транспорта, однако спустя несколько лет можно судить о стечении обстоятельств, свидетельствующих об ослаблении системы принимаемых мер за последнее время.
Если не вдаваться в подробности «внутренней кухни» системы обеспечения безопасности автотранспортных предприятий, то ранее в отношении автотранспортных средств реализовывались те же меры безопасности, что и применительно к объектам транспортной инфраструктуры, а самое главное, данные меры были не добровольными, а принудительными и обязательными к применению требованиями закона, что является порой решающим фактором с учетом нашего менталитета и специфики предприятий.