Характеристики и особенности ВПТ иллюстрируются на примере Выборгской ВПТ мощностью 1,5 ГВт с 4 блоками напряжением 170 кВ, которую начали вводить в строй с 1981 г. ВПТ соединяет 4 ЛЭП 330 кВ системы Ленэнерго и 2 ЛЭП 400 кВ системы Иматран Войма (Финляндия).
Главная схема ВПТ состоит из 4 комплектных высоковольтных преобразовательных устройств (КВПУ), каждое из которых состоит из 4 мостов напряжением 170 кВ на ток 2100 А, после реконструкции 2400 А. Каждый мост состоит из 3 вентильных фаз (6 плеч моста), модули которых выполнены ранее на тиристорах Т-630, впоследствии на Т-1250 производства завода «Электровыпрямитель» (г. Саранск). Диаметр шайбы тиристоров Т-1250 равен 80 мм. В плече 64 тиристора, в модуле 4 тиристора мощностью 470 кВт. В фазе 128 тиристоров и 32 модуля. Главная схема Выборгской ВПТ приведена на рис. 1.
Преобразовательные мосты питаются от однофазных 4-обмоточных трансформаторов производства ЗТЗ, г. Запорожье, вентильные обмотки которых соединены по схеме «звезда и треугольник», а обмотка НН 35 кВ служит для присоединения фильтров высших гармоник. Трансформаторы, присоединенные к шинам 330 кВ, снабжены РПН.
Для снижения влияния гармоник токов на линии связи на ВПТ установлены 2 группы фильтров: одна группа состоит из 3 узкополосных фильтров на 5, 7, 13 гармоники и одного широкополосного фильтра, подключенных к обмотке НН преобразовательного трансформатора, вторая группа фильтров состоит из 2 широкополосных фильтров, включенных на шины переменного тока 330 и 400 кВ. Настройка фильтров осуществляется переключением отпаек фильтровых реакторов. Для работы ВПТ с наибольшим коэффициентом мощности во всем диапазоне нагрузок ее реактивная мощность компенсируется фильтрами и синхронными компенсаторами (СК), которые обеспечивают поддержание напряжения на шинах переменного тока в определенном диапазоне и ограничивают переток реактивной мощности по линиям 400 кВ. На шины 330 кВ подключены 2 СК мощностью 100 МВА, к шинам 400 кВ подключены 2 СК мощностью 160 МВА. Вопросы выбора схемотехники и параметров оборудования ВПТ отражены в [1–3], а моделирование и расчет режимов в [4–6].