Ключевой задачей торговой политики ЕАЭС является выстраивание эффективных торговых связей с внешними партнерами. В этой работе ЕЭК руководствуется не только принципом прямого доступа на рынки, но и целью придать таким соглашениям функции драйвера инвестиционного сотрудничества, промышленной кооперации и содействия торговле услугами.
Важнейшим инструментом в этой работе является заключение преференциальных и непреференциальных торговых соглашений.
Одним из главных итогов такой работы в 2017 г. стало принципиальное завершение переговоров по Соглашению о торгово-экономическом сотрудничестве между Евразийским экономическим союзом и Китайской Народной Республикой. Документ установит фундаментальные принципы и правила торговли товарами между Союзом в качестве единого субъекта и Китаем. Необходимо отметить, что соглашение не будет являться преференциальным — пошлины в торговле сохранятся. Ключевой задачей торговой политики ЕАЭС является выстраивание эффективных торговых связей с внешними партнерами. Создаются принципиально новые форматы сотрудничества по отраслевой повестке, которая учитывает интеграционные процессы между евразийской «пятеркой», постепенный выход на проведение скоординированных транспортных, промышленных и иных политик.
Наибольшего прогресса в переговорах по заключению преференциального торгового соглашения, в рамках которого снижаются или устраняются ввозные таможенные пошлины, в 2017 г. удалось достичь с Исламской Республикой Иран. Завершена подготовка Временного соглашения, ведущего к образованию зоны свободной торговли. Оно предполагает снижение или устранение ввозных пошлин по ограниченной группе товаров «раннего урожая», которые представляют высокий экспортный интерес для обеих сторон. Как ожидается, временное соглашение с Ираном, которое станет первым шагом к формированию широкоформатной зоны свободной торговли, позволит обеспечить привилегированные условия для экспорта в Иран товаров ряда ключевых сельскохозяйственных и промышленных отраслей стран ЕАЭС. Этому будет способствовать снижение таможенных пошлин, а также правовые гарантии, предоставленные Ираном. В первую очередь это относится к его обязательствам по предоставлению товарам стран ЕАЭС «базовых» условий, предусмотренных Всемирной торговой организацией, членом которой Иран не является. Предполагается, что торговые соглашения с Китаем и Ираном будут подписаны в первой половине 2018 г., после чего начнутся процедуры, необходимые для их вступления в силу.