Глубокое изучение и экстраполяция зарубежного опыта на российскую действительность играют исключительно важную роль для развития воздушного транспорта. Разумеется, не все в зарубежной практике бесспорно, не все жизнеспособно в новых условиях российской экономики. Однако было бы неразумным не замечать и не использовать все то, что апробировано мировой практикой организации воздушных перевозок, что приемлемо и для российских условий функционирования и развития воздушного транспорта.
Однако некритическое использование зарубежного опыта, как и его идеализация, не принесут успеха. Следует учитывать и то, что последние три десятилетия авиатранспортные компании и предприятия России функционируют в условиях жесткой конкурентной среды, сложившейся на мировом рынке авиаперевозок. Знание сильных и слабых сторон конкурентов необходимо прежде всего для того, чтобы избежать стратегических ошибок, предвидеть угрозы и риски, идущие извне.
Китайский предприниматель, богатейший человек Азии Джек Ма поделился опытом: «Если вы не знаете все про ваших конкурентов, или вы недооцениваете их, или вы не видите в них угрозу, то вы обязательно проиграете» [1].
Глубокое изучение и анализ конкурентного поведения зарубежных авиакомпаний на мировом рынке авиатранспортных услуг представляют исключительную значимость для России [2]. Огромный интерес для нас представляет зарубежный опыт выбора конкурентных стратегий, где, надо признать, российская практика стратегического планирования и прогнозирования развития гражданской авиации является несовершенной и значительно уступает зарубежному опыту. Это касается как авиатранспортной, так и авиастроительной отрасли. Для зарубежной практики стратегирования характерно то, что конкурентные стратегии, выбираемые авиаперевозчиками, оказывают доминирующее влияние на конкурентные стратегии авиастроительных компаний, а не наоборот. При этом авиатранспортные компании в первую очередь заинтересованы в том, чтобы разрабатывать и наращивать выпуск наиболее прибыльных моделей со значительным потенциалом регулярного спроса, и в этих целях чутко реагируют на пожелания эксплуатантов авиационной техники [3].