По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.4

Зарубежный опыт стратегического планирования развития воздушного транспорта (на примере США и Канады)

Фридлянд Александр Абрамович кандидат технических наук, доктор экономических наук, профессор, директор Центра научного обеспечения государственной политики в области гражданской авиации ФГУП ГосНИИ ГА, 125438, г. Москва, ул. Михалковская, д. 67, к. 1, E-mail: info@aeroprogress.ru
Демин Сергей Сергеевич доктор экономических наук, профессор, профессор Московского авиационного института (национального исследовательского университета), 125993, г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 4, E-mail: ssdemin@mail.ru
Столяров Николай Сергеевич заслуженный экономист Российской Федерации, доктор экономических наук, кандидат философских наук, профессор, главный научный сотрудник Центра научного обеспечения государственной политики в области гражданской авиации ФГУП ГосНИИ ГА, 125438, г. Москва, ул. Михалковская, д. 67, к. 1, E-mail: sns147@mail.ru

Статья посвящена анализу зарубежного опыта стратегического управления развитием воздушного транспорта. Особое внимание при этом уделено вопросам стратегического планирования — одной из важнейших функций системы управления, включающей процесс прогнозирования и моделирования деятельности авиатранспортного комплекса на долгосрочную перспективу. На примерах планирования развития воздушного транспорта США и Канады анализируется либеральная модель функционирования рынка авиаперевозок, характерная для этих стран. Каждая из ныне функционирующих на мировом рынке моделей авиаперевозок (патерналистская, либеральная, смешанная) имеет свои сильные и слабые стороны, что для России очень важно учитывать при разработке стратегических планов развития воздушного транспорта. Следует учитывать и то, что в России, несмотря на эволюцию в направлении либерализации авиатранспортного комплекса, до сих пор сохраняются признаки патерналистской модели, что обусловливает необходимость пристального внимания к зарубежному опыту в целях достижения конкурентоспособности отечественного воздушного транспорта, обеспечения транспортной (авиационной) безопасности, социально-экономического выравнивания территорий.

Литература:

1. Афоризмы, высказывания и мысли Джека Ма // BBF.RU.

2. Демин С.С. Стратегическое управление развитием экономического потенциала воздушного транспорта: теория и практика: монография / С.С. Демин, А.А. Семенова, А.А. Фридлянд / Под ред. Н.С. Столярова. — М.: Русайнс, 2022. — 557 с.

3. Афян А.И. Конкурентные стратегии европейских компаний на мировом рынке продукции гражданского авиастроения: дис. ... канд. экон. наук. — М.: МГИМО, 2020. — С. 62.

4. Глобальный план обеспечения безопасности полетов: ИКАО, Doc 1004, издание 2020–2022 гг. // www.icao.int.

5. Стратегии национальной безопасности США / Сост. Д.В. Кузнецов. — Б.М.: б. изд., 2018. — 680 с.

6. http://www.performance.gov.

7. Goverment Performance Results Art, 1993 // WhiteHouse.gov.

8. Актуальный опыт зарубежных стран по развитию систем стратегического планирования (часть 2) / А.В. Клименко, В.А. Королев, Д.Ю. Двинских, Н.А. Рычкова, И.Ю. Сластихина. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. (Серия WSP «Государственное и муниципальное управление»). — 40 с.

9. Демин С.С., Столяров Н.С., Семенова А.А. Перспективы развития воздушного транспорта в условиях глобализации: монография. — М.: РУСАЙНС, 2019. — 232 с.

10. Комплексная программа развития авиатранспортной отрасли Российской Федерации до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 25.06.2022 № 1693-р.

Глубокое изучение и экстраполяция зарубежного опыта на российскую действительность играют исключительно важную роль для развития воздушного транспорта. Разумеется, не все в зарубежной практике бесспорно, не все жизнеспособно в новых условиях российской экономики. Однако было бы неразумным не замечать и не использовать все то, что апробировано мировой практикой организации воздушных перевозок, что приемлемо и для российских условий функционирования и развития воздушного транспорта.

Однако некритическое использование зарубежного опыта, как и его идеализация, не принесут успеха. Следует учитывать и то, что последние три десятилетия авиатранспортные компании и предприятия России функционируют в условиях жесткой конкурентной среды, сложившейся на мировом рынке авиаперевозок. Знание сильных и слабых сторон конкурентов необходимо прежде всего для того, чтобы избежать стратегических ошибок, предвидеть угрозы и риски, идущие извне.

Китайский предприниматель, богатейший человек Азии Джек Ма поделился опытом: «Если вы не знаете все про ваших конкурентов, или вы недооцениваете их, или вы не видите в них угрозу, то вы обязательно проиграете» [1].

Глубокое изучение и анализ конкурентного поведения зарубежных авиакомпаний на мировом рынке авиатранспортных услуг представляют исключительную значимость для России [2]. Огромный интерес для нас представляет зарубежный опыт выбора конкурентных стратегий, где, надо признать, российская практика стратегического планирования и прогнозирования развития гражданской авиации является несовершенной и значительно уступает зарубежному опыту. Это касается как авиатранспортной, так и авиастроительной отрасли. Для зарубежной практики стратегирования характерно то, что конкурентные стратегии, выбираемые авиаперевозчиками, оказывают доминирующее влияние на конкурентные стратегии авиастроительных компаний, а не наоборот. При этом авиатранспортные компании в первую очередь заинтересованы в том, чтобы разрабатывать и наращивать выпуск наиболее прибыльных моделей со значительным потенциалом регулярного спроса, и в этих целях чутко реагируют на пожелания эксплуатантов авиационной техники [3].

Для Цитирования:
Фридлянд Александр Абрамович, Демин Сергей Сергеевич, Столяров Николай Сергеевич, Зарубежный опыт стратегического планирования развития воздушного транспорта (на примере США и Канады). Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2024;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: