По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.4

Зарубежный опыт стратегического планирования развития воздушного транспорта (на примере Китая и Японии)

Фридлянд Александр Абрамович кандидат технических наук, доктор экономических наук, профессор, директор Центра научного обеспечения государственной политики в области гражданской авиации ФГУП «ГосНИИ ГА», 125438, г. Москва, ул. Михалковская, д. 67, к. 1, E-mail: info@aeroprogress.ru
Демин Сергей Сергеевич доктор экономических наук, профессор, профессор Московского авиационного института (национально-исследовательского университета), 125993, г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 4, E-mail: ssdemin@mail.ru
Столяров Николай Сергеевич заслуженный экономист Российской Федерации, доктор экономических наук, кандидат философских наук, профессор, главный научный сотрудник Центра научного обеспечения государственной политики в области гражданской авиации ФГУП «ГосНИИ ГА», 125438, г. Москва, ул. Михалковская, д. 67, к. 1, E-mail: sns147@mail.ru

В предыдущем номере журнала (№ 2/2024) мы провели анализ зарубежного опыта стратегического управления развитием воздушного транспорта. Особое внимание при этом было уделено вопросам стратегического планирования — одной из важнейших функций системы управления, включающей процесс прогнозирования и моделирования деятельности авиатранспортного комплекса на долгосрочную перспективу. На примерах планирования развития воздушного транспорта Канады и США были рассмотрены либеральные модели функционирования рынка авиаперевозок, характерные для этих стран. В данной статье мы продолжим анализ зарубежного опыта и сопоставим либеральную модель стратегического управления развитием воздушного транспорта (Япония) с патерналистской моделью (Китай). Каждая из этих моделей имеет свои сильные и слабые стороны, что для России очень важно учитывать при разработке стратегий и программ развития воздушного транспорта.

Литература:

1. Афоризмы, высказывания и мысли Джека Ма // BBF.RU.

2. Почему Китай уже не догнать? // yaplakal.com›forum7/topic1625746.html.

3. Турпоток из России в Японию в 2022 году упал в 11,5 раза // Вестник АТОР, 27 января 2023 г.

4. Демин С.С. Стратегическое управление развитием экономического потенциала воздушного транспорта: теория и практика: монография / С.С. Демин, А.А. Семенова, А.А. Фридлянд / Под ред. Н.С. Столярова. — М.: Русайнс, 2022. — 557 с.

5. Распоряжение Правительства РФ от 27.11.2021 № 3363-р «Об утверждении Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года».

6. Комплексная программа развития авиатранспортной отрасли Российской Федерации до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 25.06.2022 № 1693-р.

7. Мунтиян В.И. Методологические аспекты государственного стратегического планирования: состояние и пути развития / В кн.: Государственное стратегическое планирование: состояние, перспективы и пути развития: сборник аналитических материалов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации. — М.: Аппарат Государственной думы, 2020. — С. 59.

Организационно-правовые формы государственного регулирования авиационной деятельности могут быть различными, однако в отношениях между государством и авиатранспортным комплексом в развитых странах всегда присутствуют баланс интересов и разделение ответственности. Весьма показательным в этом плане является опыт стратегического планирования развития воздушного транспорта Японии и Китая. Глубокое изучение и экстраполяция данного опыта на российскую действительность играют исключительно важную роль для развития воздушного транспорта. Китайский предприниматель, богатейший человек Азии Джек Ма поделился опытом: «Если вы не знаете все про ваших конкурентов, или вы недооцениваете их, или вы не видите в них угрозу, то вы обязательно проиграете» [1].

Воздушный транспорт Китайской Народной Республики (КНР) является бурно развивающейся отраслью, в стране с каждым годом растет число аэропортов и авиаперевозчиков. Так, если в 2006 году совокупный парк воздушных судов Китая насчитывал всего 803 ед., то к 2025 году этот показатель должен возрасти до 4000 ед. В Китае насчитывается более 200 аэропортов, 980 линий внутренних воздушных перевозок, более 30 международных линий и 24 линии региональных авиаперевозок. Китай стал вторым (после США) крупнейшим рынком авиационных перевозок в мире, а в перспективе планирует занять лидирующее положение. Особую роль в достижении этой стратегической цели должно сыграть авиасообщение между Россией и Китаем (рис. 1).

Главными факторами бурного развития воздушного транспорта Китая являются меры государственной поддержки и стратегическое планирование развития транспортного комплекса страны. Китай планирует к 2050 году сформировать один из мощнейших секторов гражданской авиации в мире. Согласно плану, обнародованному Управлением гражданской авиации КНР, в период с 2021-го по 2035 год Китай намерен добиться не только того, чтобы стать лидером по воздушным перевозкам, но и того, чтобы в Китае были самые конкурентоспособные авиакомпании и авиационные узлы в мире.

Для Цитирования:
Фридлянд Александр Абрамович, Демин Сергей Сергеевич, Столяров Николай Сергеевич, Зарубежный опыт стратегического планирования развития воздушного транспорта (на примере Китая и Японии). Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2024;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: