Концепция цифровой экономики была впервые предложена американским ученым Николасом Негропонте в 1995 г. [6]. В своей работе Негропонте описал ее как крупномасштабные процессы перевода информации в двоичную форму с использованием кода. С момента своего первоначального определения концепция цифровой экономики претерпела значительную эволюцию. В последующие годы были предложены различные определения, отражающие растущую сложность и сферу применения цифровых технологий в экономической деятельности.
Экономика цифровизации АПК — это система, включающая в себя взаимодействие социального, экономического и технологического характера между государством, предпринимательскими структурами и гражданами. Она функционирует в глобальном информационном пространстве с привлечением сетевых цифровых технологий, способствующих формированию электронных форм, видов производства и продвижения продукции и услуг. Данные процессы обусловливают новейшие изменения в методах управления и технологиях для повышения эффективности государственных социально-экономических процессов [2, 5].
Для определения уровня цифровизации АПК используются три основных показателя:
1. Уровень цифровизации: включает взаимосвязь, человеческий капитал, интеграцию электронных технологий, цифровые сервисы.
2. Уровень цифровой конкурентоспособности: оценивается по трем главным критериям — знаниям, технологиям и подготовке к внедрению технологий будущего.
3. Индекс цифрового будущего: характеризует уровень развития цифровой инфраструктуры, доступность и готовность ее использования.
Для прогресса цифровых технологий в любой из отраслей экономики внутри государственного устройства разрабатываются различного рода национальные стратегии развития (см. таблицу). Они затрагивают все вероятные исходы событий: успех, риск, предоставляемые возможности и др.
Реализация целей и задач, установленных национальными стратегиями развития, не всегда происходит в полном объеме. Этому могут препятствовать различные причины и факторы, в том числе неготовность национальной экономики к переходу на цифровой формат. Стратегии часто дают неоднозначные результаты.