По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 65.011

Зарубежные родоначальники теории и практики управления качеством

Многие специалисты разных стран мира занимались этим вопросом и приобрели благодаря своим трудам мировую известность. В результате к настоящему времени понятие «управление качеством» прочно вошло в терминологию и практику специалистов самых различных производственных направлений и обрело достаточно конкретные очертания. Знакомство с отдельными концепциями, формами и методами управления качеством, а также с родоначальниками теории управления качеством, как представляется, может оказаться полезным не только молодым специалистам, но и людям, имеющим значительный практический производственный опыт. Данная статья имеет целью ознакомить читателя с историей развития, философией и практикой освоения такого понятия, как «управление качеством», а также с непосредственными участниками и деятелями в этой области, благодаря усилиям которых данное понятие обрело свое современное значение.

Литература:

1. Агарков А.П. Управление качеством: учеб. пособие. — 3-е изд. — М.: Дашков и К, 2010.

2. Деминг Э. Выход из кризиса. Новая парадигма управления людьми, системами и процессами: Пер. с англ. — 3-е изд. — М.: Альпина Паблишер, 2009.

4. Кросби Ф. Качество и я. Жизнь бизнеса в Америке / Ф. Кросби. — М.: РИА «Стандарты и качество», 2003. — 264 с.

5. Мазур И.И., Шапиро В.Д. Управление качеством: учеб. пособие для вузов. — 3-е изд. — М.: Омега-Л, 2009.

6. Розова Н.К. Менеджмент качества. — СПб.: Вектор, 2005.

8. Суарез Дж. Геральд. Три эксперта в области управления качеством: Филипп Кросби, Эдвардс Деминг, Джозеф Джуран. — TQLO, 1992.

9. Эванс Дж. Р. Управление качеством: учеб. пособие. — М.: Юнити, 2007.

Окончание. Начало в № 3/2017

Как отмечалось в начале статьи (см. предыдущий номер журнала), формирование и развитие философии менеджмента качества происходило под влиянием деятельности ученых и практиков, чьи имена стали олицетворением понятия «управление качеством». Их разработки в этой области производственной практики составляют научную основу этого понятия, а их представления доказали свою жизнеспособность и эффективность в различных сферах производственной деятельности и независимость от национальных особенностей и традиций.

Филип Кросби (Philip В. Crosby, 1926–2001) — один из признанных в мире американских авторитетов в области качества, академик Международной академии качества (МАК). Олицетворяет непосредственно фазу «управление качеством».

Получив медицинское образование, Ф. Кросби недолго проработал на этом поприще, но принципы, которые он потом положил в основу своей концепции управления качеством, имели созвучие с принципами лечения и предупреждения болезни.

Круто изменив направление своей карьеры (в 1952 г.), Ф. Кросби приобрел опыт менеджера по качеству, участвуя в первой программе производства ракет «Першинг». В период работы в этой сфере ему в первую очередь удалось изменить не только организацию работы службы качества, но и отношение к этой службе со стороны руководства и основных рабочих.

Основную свою задачу в этой области Ф. Кросби видел в том, чтобы служба качества из «надсмотрщика» превратилась в «соратника». В это же время, наблюдая за процессом производства, он установил, что примерно 20 % доходов тратится на исправление некачественной продукции. Из этого он сделал вывод, что производитель в данном случае платит не за качество, а за его отсутствие, и ввел понятие «цена несоответствия». Он предложил руководству производственных подразделений отказаться от участков по устранению брака и добиваться качества с первого раза.

Эти разработки (1964 г.) легли в основу концепции «ноль дефектов» (zero defects, ZD). Эффективность применения этой концепции была настолько ощутима, что Министерство обороны США вручило Ф. Кросби специальную награду.

Для Цитирования:
Зарубежные родоначальники теории и практики управления качеством. Управление качеством. 2017;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала