Развитие философии менеджмента качества можно разделить на пять перекрывающихся и продолжающихся периодов, которые принято называть фазами развития управления качеством:
1) фаза отбраковки;
2) фаза контроля качества;
3) фаза управления качеством;
4) фаза менеджмента качества;
5) фаза качества среды.
Формирование и развитие каждой из фаз происходило под влиянием деятельности ученых, чьи имена стали олицетворением управления качеством. Их разработки в области качества составляют ее научную основу. Они доказали свою жизнеспособность и эффективность в различных сферах деятельности, а также независимость от национальных особенностей и традиций.
Генри Форд (Henry Ford, 1863–1947) — американский инженер, промышленник, изобретатель. Один из основателей автомобильной промышленности США, создатель Ford Motor Company («Форд мотор компани»), организатор поточноконвейерного производства.
Генри Форд построил самое большое индустриальное производство начала XX столетия и заработал на нем 1 млрд долл. США (36 млрд долл. в сегодняшнем исчислении). Его принципы оказали огромное влияние на общественную жизнь США. Его лозунгом было: «Автомобиль для всех». Будучи больше практиком, чем теоретиком, в то же время он вложил много сил в создание качественного продукта, поэтому считается основоположником первой фазы управления качеством — фазы отбраковки.
Г. Форд родился в семье эмигрантов из Ирландии, ставшей владельцами крупной фермы в окрестностях Детройта. Будучи от рождения инженером, Г. Форд постоянно искал способы облегчить тяжелый фермерский труд, но не находил поддержки у отца. Сами же сельскохозяйственные работы его не привлекали. Поэтому через 2 года после смерти матери, в 16 лет, он ушел из дома и устроился работать на завод в Детройте. В 1890-х гг. он исполнял обязанности инженера-механика в Edison Illuminating Company («Электрическая компания Эдисона»).
В 1903 г. Г. Форд основал Ford Motor Company («Форд мотор компани», «Форд»). Наибольший успех пришел к фирме после начала выпуска модели Ford T в 1908 г., которой суждено было стать на долгое время настоящим символом Америки. Форд продал 15,5 млн автомобилей Ford T. В народе машину окрестили «Жестяная Лиззи».