Каждая семья уникальна, а каждая личность бесконечна как в своей реальности, так и в своих возможностях. Не будем забывать, что повседневное длительное общение близких людей имеет особое значение. Учёные называют его «характерообразующим общением»: не столько черты людей переопределяют форму, стиль и содержание этого союза, как, наоборот, само общение предопределяет формирование у людей определённых черт. Характер (от греч. — «чеканка, отпечаток») — это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении.
Возможность негативных последствий трансформации системы ценностей в масштабах семьи отмечал ещё в начале XX в. учёный-социолог Питирим Сорокин: «Позволю обратить ваше внимание и ещё на один факт: на семью. Вы знаете, что она разлагается. Но должны знать и то, что без здоровой семьи невозможно здоровое общество. Оздоровление семьи, улучшение её организации в том направлении, чтобы она как первый скульптор, лепящий семью из биологической особи, создавало индивидуальность, чуждую и эгоистичного шакализма, и невежества слепой стадности».
Все мы, приобретая определённый опыт семейного общения (вначале детьми — в родительской, а затем в собственной семье), рано или поздно, часто или редко ощущаем, что семейный круг — это не мягкая надувная игрушка, у него есть острые углы, не видимые невнимательному взгляду. Они ранят, колют и если даже давят не сильно, то все равно давят неотступно долго, исчерпывая в какой-то момент наше терпение. Мы бунтуем, взрываемся, не давая себе порой труда включиться в серьёзную «работу понимания»: чтобы постичь истинное происхождение и устройство этих углов, пишет А. Шмелев в работе «Острые углы семейного круга».
Каждая семья — неповторимая комбинация людей и обстоятельств, требующая внесения дополнений и поправок во всякую самую подробную теорию. В семейном общении важно освоить психологический стиль мышления, запустить, «работу понимания» чтобы уметь самому разбираться в конкретных ситуациях. Мы часто объясняем свои собственные промахи в общении с близкими их раздражительностью, нетерпимостью, обидчивостью, чёрствостью, невниманием, то есть объясняем трудности общения недостатками другого. Точно так же собственные промахи в воспитании, в общении с ребёнком мы прикрываем (как правило, неосознанно) тем, что приписываем ребёнку такие негативные черты, как лень, рассеянность, отвлекаемость, упрямство, эгоизм и т. д.